1 Ответ
Задание 1. Верны ли следующие утверждения?
Труд, не требующий специальной подготовки и знаний, не считается полноценным трудом. — неверно
Семья, состоящая из супругов и одного ребёнка, не считается полной, так как данное количество детей не обеспечивает воспроизводство населения. — неверно
В Российской Федерации на сегодняшний день проживает более 150 наций — верно, но не совсем (проживает более 190 различных народов и этнических групп. )
Нефть, равно как и лес, экономисты включают в фактор производства «земля». — верно
Всем живым существам на нашей планете свойственно сознание. — неверно
Задание 2. Рассмотрите изображения и классифицируйте их, разделив на две равные группы.
К группе 1 относится изображение А.
Ответ:
1 группа — А, Б, Д, З
2 группа — В, Г, Е, Ж
Задание 3. Решите логическую задачу.
Пять инопланетных кораблей — Альфа, Бета, Гамма, Дельта и Омега — приземлились на планету D-24 и встали в ровную линию на равнине. Корабль «Дельта» приземлился правее «Беты», но левее «Омеги». У «Альфы» только один сосед. «Бета» стоит в центре. Между «Гаммой» и «Омегой» стоят ровно два других корабля. «Гамма» приземлилась левее «Дельты».
Выберите все верные утверждения.
«Дельта» стоит левее всех.
Рядом с «Бетой» приземлилась «Гамма» или «Альфа». +
И «Гамма», и «Омега» стоят левее «Дельты».
«Омега» приземлилась между «Бетой» и «Гаммой».
«Альфа» и «Гамма» стоят рядом. +
Между «Гаммой» и «Дельтой» стоит ровно один корабль. +
«Дельта» находится правее «Альфы». +
«Бета» и «Гамма» не стоят по соседству друг с другом.
Между «Гаммой» и «Альфой» стоят ровно два других корабля.
Рядом с «Альфой» стоит «Омега».
Решение:
1. «Дельта» стоит левее всех. — Нет, левее Альфа, Гамма, Бета.
2. Рядом с «Бетой» приземлилась «Гамма» или «Альфа». — Бета на 3, рядом Гамма (2) и Дельта (4).
Значит, Гамма рядом — верно.
3. И «Гамма», и «Омега» стоят левее «Дельты». — Гамма (2) левее Дельты (4), но Омега (5) правее —
неверно.
4. «Омега» приземлилась между «Бетой» и «Гаммой». — Бета (3), Гамма (2), Омега (5) — нет, не
между.
5. «Альфа» и «Гамма» стоят рядом. — Альфа (1) и Гамма (2) — верно.
6. Между «Гаммой» и «Дельтой» стоит ровно один корабль. — Гамма (2), Дельта (4), между ними
Бета (3) — один корабль, верно.
7. «Дельта» находится правее «Альфы». — Альфа (1), Дельта (4) — верно.
8. «Бета» и «Гамма» не стоят по соседству друг с другом. — Бета (3) и Гамма (2) — соседи, значит
неверно.
9. Между «Гаммой» и «Альфой» стоят ровно два других корабля. — Гамма (2) и Альфа (1) — между
ними нет кораблей, неверно.
10. Рядом с «Альфой» стоит «Омега». — Альфа (1), рядом только Гамма (2), Омега (5) не рядом,
неверно.
Ответ: Верные утверждения: 2, 5, 6, 7.
Задание 4. Ознакомьтесь с инфографикой и выберите утверждения, которые можно сделать на основании представленной информации.
*Результаты опроса по ряду позиций сравниваются с результатами аналогичного опроса 2022 года.
Доля респондентов, в отношении которых их родителями использовались лёгкие телесные наказания в виде шлепков и подзатыльников, за прошедшие 3 года возросла на 9 п. п.
Наставления и нравоучения примерно с одинаковой частотой использовались в воспитании детей как раньше, так и в наше время.
Россияне в последние годы стали отказываться от воспитания своих детей.
Общей воспитательной тенденцией является переход к ненасильственным методам наказания детей.
Респонденты, у которых есть дети, стали чаще лишать своих детей просмотра телевизора, пользования гаджетами и прогулок во дворе в качестве меры воспитательного воздействия.
Доля респондентов, в отношении которых их родителями использовалось наказание ремнём, с 2022 года возросла.
Данные по методам воспитания современных родителей были получены путём опроса только тех респондентов, у которых есть дети.
Такой вид воспитания, как лишение карманных денег, чаще используется в наше время, чем применялся в прошлом.
Респонденты, ответившие, что не используют в воспитании никаких методов из перечисленных в вариантах ответа, вообще не наказывают детей.
Ответ: 1, 2, 3
Задание 5. Решите экономическую задачу. Антон устроился на работу в крупную фирму и получает заработную плату в размере 300 тысяч рублей в месяц. Его расходы каждый месяц стабильны и составляют 130 тысяч рублей. Накоплений к текущему моменту Антон не имеет. Как ответственный человек, он решил, что стоит заранее спланировать отпуск. Предварительные расчеты показали, что отпуск мечты обойдется Антону в 1 млн. рублей, поэтому все средства, остающиеся от заработной платы, он теперь откладывает. Родители, узнав об этом, пообещали помочь сыну с реализацией его плана и ежемесячно давать ему 100 тысяч рублей. Сколько месяцев потребуется герою, чтобы накопить на отпуск мечты?
Решение:
Определим сумму ежемесячных накоплений Антона:
Заработная плата: 300 000 рублей
Расходы: 130 000 рублей
Ежемесячные накопления (без учета помощи родителей): 300 000 — 130 000 = 170 000 рублей
Учитываем помощь родителей:
Ежемесячная помощь от родителей: 100 000 рублей
Общие ежемесячные накопления: 170 000 + 100 000 = 270 000 рублей
Рассчитываем количество месяцев для достижения цели:
Необходимая сумма: 1 000 000 рублей
Ежемесячные накопления: 270 000 рублей
Количество месяцев: 1 000 000 / 270 000 ≈ 3.7 месяца
Так как количество месяцев не может быть дробным, округляем результат в большую сторону.
Ответ: Антону потребуется 4 месяца, чтобы накопить на отпуск мечты.
Задание 6. Прочитайте текст и выполните задания.
(А) Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед окружающими и самим собой. Правила, которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, составляют нормы нравственности; они формируются стихийно и выступают как неписаные законы: им подчиняются как должному. Это и мера требований общества к людям, и мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения. (Б) Правильной мерой требования или воздаяния является справедливость: справедливо наказание преступника; несправедливо требовать от человека больше, чем он может дать; нет справедливости вне равенства людей перед законом. (В) Нравственность предполагает относительную свободу воли, что обеспечивает возможность сознательного выбора определённой позиции, принятия решения и ответственности за содеянное. (Г) Всюду, где человек связан с другими людьми определёнными отношениями, возникают взаимные обязанности. Человека побуждает выполнять свой долг осознание им интересов окружающих и своих обязательств по отношению к ним. Кроме знания моральных принципов важно ещё и переживание их. Если человек переживает несчастья людей как свои собственные, тогда он становится способен не только знать, но и переживать свой долг. Иначе говоря, долгом является то, что должно быть исполнено из моральных, а не из правовых соображений. С моральной точки зрения я должен и совершить моральный поступок, и иметь соответствующее субъективное умонастроение. (Д) В системе нравственных категорий важное место принадлежит достоинству личности, т. е. осознанию ею своего общественного значения и права на общественное уважение и самоуважение.
В тексте приводится термин, обозначающий нравственный принцип, согласно которому за каждое деяние должно назначаться соответствующее наказание или награда. Укажите буквенное обозначение абзаца(-ев), в котором(-ых) упоминается данный термин.
Задание 7. Укажите буквенное обозначение абзаца(-ев), в котором(-ых) упоминается термин, обозначающие внутреннее осознание человеком своих обязанностей.
Ответ: Г
Задание 8. Выберите суждения о нормах нравственности, соответствующие содержанию текста.
Нормы нравственности менее важны для развития общества, чем правовые нормы.
Нормы нравственности формируются стихийно и выступают как неписаные законы общества. +
Нормы нравственности содержат меру требований общества к людям, но они не призваны воздавать людям по заслугам.
Если человек соблюдает нормы нравственности под давлением, его поведение всё равно считается нравственным.
Нормы нравственности тесно связаны с принципом справедливости. +
Задание 9. Из приведённых ниже изображений выберите те, на которых показаны моральные принципы и ценности, упомянутые автором текста.

Задание 10. Выберите все суждения, содержащие выводы, которые можно сделать на основании прочитанного текста.
Мораль и нравственность — важные регуляторы общественных отношений. +
Можно успешно строить отношения с людьми исключительно на основании имеющихся у человека знаний о моральных принципах.
Отношения между людьми практически невозможно представить без взаимных обязанностей. +
Свобода воли тесно связана с ответственностью за свои поступки. +
Если норму нравственности прописали письменно, то она сразу становится аморальной, ведь нормы нравственности носят неписаный характер.
Все межличностные отношения регулируются нормами права.
Благодаря нормам морали каждый человек всегда получает наказание и награду по заслугам.
Каждый человек с рождения имеет право на общественное уважение и самоуважение.
Для выполнения своего долга человеку требуются не только знания нравственных норм, но и переживание интересов других, как собственных. +
