1 Ответ
1. К жанрам обрядового фольклора относят сказки, легенды, мифы, пословицы, поговорки и былины. Произведения фольклора могут существовать только в устной форме. Если записать колыбельную песню, она перестанет быть фольклором. Обрядовый фольклор связан с народным земледельческим календарём и сменой времён года. Литературные сказки, написанные авторами, также относятся к фольклору
Ответ: Обрядовый фольклор связан с народным земледельческим календарём и сменой времён года.
2. Первоклассник Миша дал интервью школьному журналу «Почитайкин». Он делится своими первыми впечатлениями, но ещё не знает многих слов про книжки. Прочитайте, что рассказывает Миша, и помогите ему правильно назвать часть книги, о которой он говорит. Выберите верный вариант.
«Я дочитал книгу до конца, но оказалось, что это ещё не всё! После основной части был небольшой текст. В нём автор подводил итоги, делился своими мыслями, благодарил читателя.
Это было как прощание после долгого увлекательного путешествия».
послесловие +
форзац
вывод
эпилог
3. Вам дано уравнение, в котором за X скрывается театральный термин. Найдите X, выберите верный вариант. X = фраза, которую произносит персонаж драмы в ответ на высказывание другого действующего лица.
реплика +
замечание
предложение
ремарка
4. Быль да небыль
Отметьте название былины, которой не существует.
«Илья Муромец и Соловей–разбойник»
«Святогор–богатырь»
«Первый бой Ильи Муромца» +
«Алёша Попович и Змей Горыныч»
5. По стопам сюжета В каждом пропуске из выпадающего списка выберите один верный ответ. Прочитайте текст и выберите термин, который пропущен.
Композиция каждого произведения имеет конкретные структурные элементы. Например,
начинается всё с экспозиции, а вот завершает сюжет, показывает исход конфликта и судьбу героев.
Ответ: развязка
6. Прочитайте отрывки из стихотворения А. А. Фета «Весенний дождь». В каком из отрывков есть эпитет? Выберите верный вариант.
И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса
И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса +
Ещё светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет,
7. В данном задании несколько верных утверждений. Выберите все, которые вы считаете верными, но обратите внимание, что если выбрано неверное утверждение и\или не выбрано верное, балл снижается. Выберите все верные утверждения о сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Сказка Пушкина имеет прозаическую форму.
Королевича в сказке Пушкина зовут Алексей.
Мачеха царевны умирает в конце сказки.
Царевне в сказке не дано конкретное имя +
8. В каждом пропуске из выпадающего списка выберите один верный ответ. Перед вами предложения, в которых потерялись литературоведческие термины.Расставьте все слова на нужные места. В басне «Стрекоза и Муравей» Стрекоза олицетворяет легкомысленность, а Муравей — трудолюбие. Крылов использует приём под названием
Фраза «сто лет не виделись» — это яркая
В строчке «Какое лето, что за лето» Ф. И. Тютчев пользуется приёмом, который называется
Когда писатель или поэт сопоставляет два разных объекта, чтобы сделать образ ярче и понятнее, он использует, например, «Люди, как пчелки»
Ответ:
1. В басне «Стрекоза и Муравей» Стрекоза олицетворяет легкомысленность, а Муравей — трудолюбие. Крылов использует приём под названием аллегория.
2. Фраза «сто лет не виделись» — это яркая гипербола.
3. В строчке «Какое лето, что за лето» Ф. И. Тютчев пользуется приёмом, который называется повтор.
4. Когда писатель или поэт сопоставляет два разных объекта, чтобы сделать образ ярче и понятнее, он использует, например, «Люди, как пчелки» сравнение.
9. В данном задании несколько верных ответов. Укажите все, которые Вы считаете верными. Прочитайте отрывок из рассказа В. Ю. Драгунского «Друг детства». Отметьте все утверждения, которые правильно отражают содержание отрывка. «И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал.
И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара… – Ты что, – сказала мама, она уже вернулась из коридора. – Что с тобой? А я не знал, что со мной, я долго молчал и отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или по губам не догадалась, что со мной, и я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно, и потом, когда я скрепился немного, я сказал: – Ты о чем, мама? Со мной ничего… Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксером». Рассказчик передумал становиться боксёром из–за того, что ему разонравился этот спорт. «Мишка» написано с большой буквы потому, что это имя брата рассказчика, с которым они собирались заниматься боксом. Рассказчик не захотел использовать любимую игрушку как грушу для битья и поэтому сказал маме, что никогда не будет боксёром. Несмотря на то что рассказчик называет Мишку «мой бывший лучший друг», он до сих пор испытывает к нему тёплые чувства.
Ответ:
1. Рассказчик не захотел использовать любимую игрушку как грушу для битья и поэтому сказал маме, что никогда не будет боксёром.
2. Несмотря на то что рассказчик называет Мишку «мой бывший лучший друг», он до сих пор испытывает к нему тёплые чувства.
10. В данном задании несколько верных утверждений. Выберите все, которые вы считаете верными. Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова и отметьте все верные утверждения о его форме и содержании.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растёт.
Не все слова в конце стихов рифмуются друг с другом.
Самое частое средство выразительности, которое встречается в стихотворении, — сравнение.
Строфа стихотворения состоит из двух стихов.
Сосна и пальма в стихотворении наделены чертами живых существ.
Ответ:
1. Не все слова в конце стихов рифмуются друг с другом. (Рифмовка перекрёстная: АБАБ, но в первой строфе «сосна» и «она» рифмуются, а «одиноко» и «сыпучим» — нет).
2. Сосна и пальма в стихотворении наделены чертами живых существ. (Они «дремлет», «снится ей», «грустна» — это олицетворение).
11. Перед вами цитата из знакомого вам текста Пушкина, но главное имя в ней заменено именем персонажа из другого произведения. Разгадайте, кто скрывается за литературной маской.
«Царь ты наш! отец народа! —
Возглашает воевода, —
Государь! проснись! беда!»
— Что такое, господа? —
Говорит Сверчок, зевая: —
А?.. Кто там?.. беда какая? —
Воевода говорит:
«Петушок опять кричит;
Страх и шум во всей столице».
Царь к окошку, — ан на спице,
Видит, бьется петушок,
Обратившись на восток.
Медлить нечего: «Скорее!
Люди, на конь! Эй, живее!»
Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся.
Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей.
Ответ: Дадон
12. Перед вами четыре текста, которые относятся к малым жанрам фольклора, и пять названий жанров, среди которых одно — лишнее. Определите тот малый жанр, который не соответствует ни одному примеру, и запишите ТОЛЬКО его название в поле ответа.
Список жанров: пословица, считалка, небылица, частушка, поговорка.
1. За семь верст киселя хлебать.
2. Шишел-вышел вдруг пришёл,
На боярский двор зашёл,
Там бояре шапки шьют,
На окошко их кладут.
3.Ты зачем сюда пришёл?
Шишел-вышел, вон пошёл!
4.На столе лежит арбуз,
На арбузе муха,
Муха злится на арбуз,
Что не лезет в брюхо.
5. На березе сидит заяц,
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь,
Слушает, вздыхает.
Ответ:
1. За семь верст киселя хлебать. — Поговорка (краткое образное выражение, не являющееся законченным высказыванием).
2. Шишел-вышел вдруг пришёл… — Считалка (ритмичный текст, применяемый для определения ведущего в игре).
3. Ты зачем сюда пришёл? Шишел-вышел, вон пошёл! — Считалка (или дразнилка, но в контексте списка это часть считалки).
4. На столе лежит арбуз… — Небылица (короткое произведение, в котором намеренно нарушена реальная логика вещей).
5. На березе сидит заяц… — Небылица.
Лишний жанр — частушка, так как это короткая рифмованная песенка на злободневную тему, обычно юмористическая или сатирическая, и ни один из примеров под неё не подходит.
13. Архаизмы — устаревшие слова, которые часто встречаются в фольклоре и в произведениях, имитирующих фольклор. Многие из них в современном языке имеют привычные нам синонимы. Установите соответствие между архаизмами (выделены жирным) и их синонимами. Синонимы даны в той грамматической форме, которая соответствует грамматической форме архаизма.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
(А. С. Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла.
(А. С. Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
Прелестна прелестью небрежной,
В одной сорочке белоснежной
Ложится почивать она.
Со вздохом девы поклонились,
Скорей как можно удалились
И тихо притворили дверь.
(А. С. Пушкин, «Руслан и Людмила»)
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
(А. С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Ответ:
Коль ты старый человек… — Если
Правду молвить, молодица… — сказать
В одной сорочке белоснежной… — рубашке
«Чего тебе надобно, старче?» — старик
14. Дело Андерсена: спасти сказку В Международную комиссию по правам сказочников обратился Ханс Кристиан Андерсен, потому что к нему в сказку «Дикие лебеди» проник злой Насмешник и испортил сюжет до неузнаваемости. Автор попросил как можно скорее устранить беспорядок и вернуть сказку к её должному виду. Поучаствуйте в работе комиссии, выберите из списка всё, что НЕПРАВИЛЬНО воспроизводит сюжет сказки Андерсена «Дикие лебеди» Элиза, несмотря на свою немоту, смогла отказаться выйти замуж за короля, за что её приговорили к казни.
Элиза должна была молчать, чтобы спасти братьев, и поэтому не смогла отказать королю и уехала с ним в замок. (верно)
Змеи, с помощью которых мачеха хотела навредить Элизе, превратились в розы, потому что Элиза
была настолько невинна, что колдовство на неё не действовало. (верно)
Мачеха прогнала братьев, превратив их в лебедей, а Элизу оставила расти в замке на правах горничной.
У короля было двенадцать детей, Элиза и одиннадцать братьев.
Мачеха не смогла заколдовать Элизу и поэтому решила вымазать её вонючей мазью и соком грецкого ореха, чтобы отец не узнал дочь и выгнал её.
15. Мораль в басне — это заключительная часть, которая содержит основную идею, нравственный урок, вытекающий из сюжета. Пословица — ёмкое изречение, также содержащее законченный смысл и мораль. Перед вами названия басен И. А. Крылова, вспомните, о чём в них идёт речь. Сопоставьте каждое название с пословицей, которая лучше всего отражает мораль басни.
«Волк на псарне» — Сколько верёвочке ни виться, а конец будет.
«Зеркало и обезьяна» — Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.
«Ворона и Лисица» — Льстец под словами – змей под цветами.
«Свинья под дубом» — Не плюй в колодец – пригодится водицы напиться
