Как Вы понимаете слова историка В.О. Ключевского о комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»: «Её лица комичны, но не смешны, комичны как роли и вовсе не смешны как люди»?
1 Ответ
Ключевский говорит о том, что персонажи «Недоросля» — это не просто шуты, которых мы высмеиваем со стороны. Их поведение и речи действительно комичны (то есть вызывают смех, выглядят нелепо и гротескно), но этот смех быстро застревает в горле, потому что за этими комичными масками скрываются настоящие, ужасающие своей реальностью люди.
Комичны как роли: Фонвизин вывел на сцену не живых персонажей, а скорее олицетворение пороков. Мы смеёмся над ними, потому что они гиперболизированы, как карикатуры:
Г-жа Простакова — это не просто злая женщина, это квинтэссенция самодурства, невежества и лицемерия.
Митрофан — идеальный образец лени и глупости, доведённых до абсурда.
Скотинин — буквально превращён в своё животное пристрастие, его смешные реплики о свиньях сразу рисуют весь его внутренний мир. Они смешны, как марионетки, играющие свои заранее заданные роли в этой «комедии нравов».
Не смешны как люди: Но если остановиться и представить, что такие люди существуют на самом деле, что они управляют судьбами других, мучают крепостных, калечат будущее своих детей — смех сразу пропадает. Мы понимаем, что их невежество — страшно, их жестокость — преступна, а их воспитание — это национальная трагедия. Простакова в финале, отвергнутая собственным сыном, — это уже не комичный персонаж, а жалкое и несчастное существо. Мы видим не «злодея», а сломленного человека, ставшего продуктом той самой среды, которую Фонвизин и высмеивает. Автор использует смех не для развлечения, а как оружие. Мы смеёмся над гротескной «ролью», но испытываем горечь и отвращение, понимая, что за этой ролью стоит реальный и очень опасный человеческий тип.
