1 Ответ
Задание 1. Прочитайте текст песни Александра Розенбаума «По снегу (Пушкину)». От глагола, выделенного жирным, образуйте действительное причастие настоящего времени, поставьте его в правильную форму. От глаголов, выделенных курсивом, образуйте деепричастия. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Ответьте на вопросы после текста.
Готовый текст:
По снегу летящему с неба,
Глубокому, белому снегу,
В котором лежит моя грусть,
К тебе, задыхаясь от бега,
На горе своё тороплюсь.
Под утро земля засыпает,
И снегом себя засыпает,
Чтоб стало кому-то тепло.
Лишь я от тоски убегая,
Молю, чтоб меня занесло.
И каналы тянут руки серые ко мне.
И в ладонях их уже не тает белый снег.
Сыграйте мне нежные скрипки.
Светает. Написан постскриптум,
И залит обрез сургучом.
Пора, грянет выстрел, и, вскрикнув,
Я в снег упаду на плечо.
Хочешь, эту песню не слушай.
Дверью хлопну — легче не станет.
Только не береди мою душу.
Только не тревожь мои раны.
Снова с неба падают звёзды,
Снова загадать не успею.
Жить мне вроде бы и не поздно…
Только просто так не сумею.
1. Лирический герой песни – это человек, который находится в состоянии глубокой грусти и тоски. Как вы думаете, к какому факту биографии А.С. Пушкина отсылает нас текст?
Ответ: Текст отсылает к дуэли и смерти Пушкина. Об этом говорят строки:
«Пора, грянет выстрел, и, вскрикнув, я в снег упаду на плечо» — это явная аллюзия на смертельное ранение поэта на дуэли с Дантесом.
2. О каком городе говорится в тексте? Докажите цитатой.
Ответ: Речь идёт о Санкт-Петербурге. На это указывает строка:
«И каналы тянут руки серые ко мне» — каналы являются характерной чертой архитектуры Петербурга.
3. «Под утро земля засыпает,
И снегом себя засыпает».
Как называются выделенные слова?
Ответ: Выделенные слова (засыпает) — это глаголы в форме настоящего времени. Они используются в прямом и переносном значении (олицетворение).
Задание 2. Перед вами репродукция картины. Рассмотрите её и ответьте на вопросы.
1. Кто автор картины? — Врубель Михаил Александрович
2. Как она называется? — Царевна лебедь
3. В каком произведении А.С. Пушкина встречается этот персонаж? — «Сказка о царе Салтане»
Задание 3. На почтовых марках, карточках, конвертах часто изображались иллюстрации к музыкальным произведениям композиторов по пушкинской тематике. Определите по виду почтовой марки и описанию, к какому литературному произведению А.С. Пушкина она относится. Впишите названия произведений поэта.
1. Это поэма, в которой смелый витязь отправляется на поиски похищенной невесты, сражается с волшебниками и ожившими великанами, а в финале побеждает коварного колдуна. Действие разворачивается в сказочной древнерусской атмосфере, полной чудес и мистики. Здесь есть и говорящая голова, и меч-кладенец, и предательство. В основе сюжета – борьба добра со злом, любовь и верность.
Ответ: «Руслан и Людмила»
2. История о добром, но доверчивом царе, которого обманывают завистливые родственники, из-за чего он разлучается с женой и сыном. Чудесные превращения, волшебный остров и говорящая белка делают сюжет ярким и запоминающимся. В конце торжествует справедливость, а коварство наказано. Сказка прославляет веру в чудо и семейные ценности.
Ответ: «Сказка о царе Салтане»
3. Грустная, но светлая история о прекрасной царевне, которую из ревности отправляют на верную гибель, но её спасает любовь королевича. В сюжете есть и злая мачеха, и верные друзья помощники, и волшебное зеркальце. Финал подчёркивает, что истинная красота – в доброте, а зло всегда наказывается самим собой.
Ответ: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
4. Ироничная сказка о царе, который получает волшебного петушка, предупреждающего об опасности, но нарушает данное мудрецу обещание. В финале правителя ждёт неожиданная и поучительная расплата. Сказка высмеивает человеческую глупость, жадность и неблагодарность.
Ответ: «Сказка о золотом петушке»
Задание 4.Прослушайте фрагменты из опер, написанных по мотивам произведений А.С. Пушкина. Соотнесите фрагмент оперы и произведение А.С. Пушкина (прослушано)
Произведение и номер фрагмента
Евгений Онегин — 2 фрагмент
Борис Годунов — 1 фрагмент
Золотой петушок — 3 фрагмент
Руслан и Людмила — 4 фрагмент
Задание 5. Одним из своих учителей в поэзии А. С. Пушкин считал В. А. Жуковского. Весной 1820 года в доме В. А. Жуковского А. С. Пушкин прочитал только что оконченную им поэму, работу над которой он начал еще в лицейские годы. В. А. Жуковский так высоко оценил работу 20-летнего А. С. Пушкина, что в тот же вечер подарил ему свой портрет, на котором написал фразу, ставшую очень известной. Рассмотрите портрет и восстановите надпись, сделанную В. А. Жуковским на своём портрете.
Ответ: «Победителю-ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму „Руслан и Людмила“. 1820, марта 26, великая пятница»
Задание 6. В тексте «Евгения Онегина» читаем: «Пред ним roast-beef окровавленный, // И трюфли, роскошь юных лет, // Французской кухни лучший цвет, // И Страсбурга пирог нетленный // Меж сыром лимбургским живым // И ананасом золотым». Объясните названия блюд, которые встречаются в тексте. Найдите соответствия и заполните таблицу.
1. Roast-beef — В. Запеченная говядина
2. Трюфли — Д. Грибы
3. Пирог нетленный — Е. Паштет
4. Ананас — А. Фрукт
А. Фрукт
Б. Суп
3. Пирог нетленный
4. Ананас
В. Запеченная говядина
Г. Пирожное
Д. Грибы
Е. Паштет
Задание 7. Изучите представленное расписание. Ответьте на вопросы после него.
6 ч. – подъем, молитва в зале.
7-9 ч. – класс.
9 ч. – чай с белой булкой.
До 10 ч. – первая прогулка.
10-12 ч. – класс.
12-13 ч. – вторая прогулка.
13 ч. – обед из трёх блюд.
14-15 ч. – чистописание или рисование.
15-17 ч. – класс.
17 ч. – чай.
До 18 ч. – третья прогулка.
18-20 ч. – повторение уроков.
20.30 ч. – ужин из двух блюд.
До 22 ч. – отдых, развлечения («мячик и беготня»).
22 ч. – вечерняя молитва, сон.
5
1. К какому периоду жизни А.С. Пушкина относится это расписание?
Ответ: Это расписание относится к детским и юношеским годам Пушкина, а именно к времени его обучения в 1811–1817 годах.
2. Как называлось учреждение, где оно применялось?
Ответ: Такое строгое расписание действовало в Царскосельском лицее — привилегированном учебном заведении, где Пушкин учился с 12 до 18 лет.
Задание 8. Изучите фрагмент стихотворения, написанный рукой ещё одного талантливого русского поэта.
Ответьте на вопросы.
1. Кто автор этих строк?
Ответ: А. Гессен
2. В память о каком событии оно написано?
Ответ: «Жизнь поэта» посвящена гибели Александра Сергеевича Пушкина и написана в память о его трагической дуэли с Дантесом (27 января 1837 года).