1 Ответ
1. Кто из героев повести «Детство» играл на гитаре?
«__Дядя Яков___ любовно настраивал гитару, а настроив – говорил всегда одни и те же слова:
-Ну-с, я начну-с!»
2. Кого из героев повести «Детство» характеризуют слова:
«Её большое, стройное тело, тёмное, железное лицо, тяжёлая корона заплетённых в косы светлых волос – вся она, мощная и твёрдая, вспоминается мне как бы сквозь туман или прозрачное облако…»
Бабушка
Мать +
Наталья
Нянька Евгенья
3. Какому ремеслу выучилась бабушка в детстве?
плести кружева +
вышивать и шить
прясть
4. По каким губерниям Российской империи проходил путь героев?
«Вот она и пошла по миру, за милостью к людям, а в та́ пора люди-то богаче жили, добрее были, — славные балахонские плотники да кружевницы, — всё напоказ народ! … В Муроме бывали, и в Юрьевце, и по Волге вверх, и по тихой Оке. Весной-то да летом хорошо по земле ходить, земля ласковая, трава бархатная; пресвятая богородица цветами осыпала поля, тут тебе радость, тут ли сердцу простор!»
Владимирская +
Костромская
Нижегородская
Ярославская
Московская
Казанская
5. Сопоставьте:
«Случай с Евсейкой» (М. Горький)
Рак-отшельник
Креветки
Морская черепаха
Червяк
«Старуха Изергиль» (М. Горький)
Орёл
Змея
«Детство» (М. Горький)
Конь Шарап
Мышь
Таракан
Петух Мамай
6. Перед вами иллюстрации, сгенерированные при помощи нейросети. Определите, кто из героев изображен на них. Поясните, почему вы так думаете?
1. Евсейка («Случай с Евсейкой»)
2. Дед Каширин и Алёша («Детство»)
3. Дед Каширин («Детство»)
4. Цыганок (Иван) («Детство»)
7. Переведите текст молитвы на современный русский литературный язык (фрагмент из повести «Детство»)
Он стоит, вздернув голову, брови у него приподняты, ощетинились, золотистая борода торчит горизонтально; он читает молитвы твердо, точно отвечая урок: голос его звучит внятно и требовательно.
(1) — «Напрасно судия приидет, и коегождо деяния обнажатся…»
«Напрасно придет судия, и все дела [каждого] откроются…»
(2) — «Врача родшая, уврачуй души моея многолетние страсти! Стенания от сердца приношу ти непрестанно, усердствуй, владычице!»
«Родившая Целителя [Бога], исцели многолетние страсти души моей! Стоны из сердца приношу Тебе неустанно, поспеши на помощь, Владычица!»
(3) — «Вера же вместо дел да вменится мне, боже мой, да не взыщеши дел, отнюдь оправдающих мя!»
«Пусть вера заменит мне дела, Боже мой, чтобы Ты не искал поступков, способных оправдать меня!»
8. Соотнесите написание букв с названиями, которые произносит дед, обучая Алексея азбуке.
— Ну-ка, ты, пермяк, солены уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это — аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это — что?— Буки.— Попал! Это?— Веди.— Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть, — это что?— Добро.— Попал! Это?— Глаголь.— Верно! А это?— Аз. Вступилась бабушка:— Лежал бы ты, отец, смирно…— Стой, молчи! Это мне в пору, а то меня мысли одолевают. Валяй, Лексей!
Он обнял меня за шею горячей, влажной рукою и через плечо мое тыкал пальцем в буквы, держа книжку под носом моим. От него жарко пахло уксусом, потом и печеным луком, я почти задыхался, а он, приходя в ярость, хрипел и кричал в ухо мне:— Земля! Люди!
Слова были знакомы, но славянские знаки не отвечали им: «земля» походила на червяка, «глаголь» — на сутулого Григория, «я» — на бабушку со мною, а в дедушке было что-то общее со всеми буквами азбуки. Он долго гонял меня по алфавиту, спрашивая и в ряд и вразбивку; он заразил меня своей горячей яростью, я тоже вспотел и кричал во всё горло.
Аз — 1
Буки — 2
Веди — 3
Глаголь — 4
Добро — 5
Есть — 6
Земля — 9
Люди — 12