1 Ответ
Задание 1. Для изучения поведения диких водоплавающих птиц в их естественной среде исследователи используют искусственную утку со встроенной камерой, которая записывает их жизнь. Какой метод исследования применяется в этом случае?
Эксперимент
Моделирование
Биогеографический
Наблюдение +
Задание 2. Группа учёных занимается изучением влияния городской застройки на распределение температуры в условиях мегаполиса. Для этого они разработали программное обеспечение, которое с помощью сложных математических формул помогает вычислять тепловые потоки между зданиями и улицами. В расчёты включены такие параметры, как интенсивность солнечного излучения, отражающая способность материалов, плотность застройки и скорость ветра. Результаты позволяют прогнозировать изменения микроклимата, выявлять участки с повышенной температурой и разрабатывать рекомендации для уменьшения эффекта «тепловых островов». Какой метод исследования применяется в данной задаче?
Сравнительный анализ
Моделирование +
Популяционно‑статистический
Измерение
Задание 3. Пробиотики — это микроорганизмы, которые часто входят в состав биологически активных добавок, а также различных продуктов, влияя на процессы пищеварения.
Пребиотики — вещества, стимулирующие рост микрофлоры кишечника.
Лактобактерии (молочнокислые бактерии) — известные пробиотики, находящиеся в кисломолочных продуктах. Выберите вещество, которое вероятнее всего НЕ будет являться пребиотиком для лактобактерий.
Витамин А +
Глутаминовая кислота
Молочная кислота
Дисахарид лактулоза
(Пребиотики — это вещества, которыми питаются полезные бактерии. Лактобактерии используют углеводы (например, лактулозу) и органические кислоты (молочную, глутаминовую), но не витамины.)
Задание 4. Стрептомицеты — бактерии с мицелиальным строением. Выберите свойство стрептомицетов, которое НЕ объединяет их с истинными грибами.
Наличие наследственного материала
Способность к синтезу антибиотиков
Расположение белков, синтезирующих АТФ, на клеточной мембране +
Спорообразование
(У стрептомицетов, как у бактерий, АТФ-синтезирующие белки находятся в мембране, а у грибов — в митохондриях.)
Задание 5. Оомицеты похожи на грибы, но всё же к грибам не относятся. Несмотря на это, у них много схожих черт. Какое свойство отличает оомицеты от истинных грибов?
Способность вызывать инфекции растений
Целлюлозная клеточная стенка +
Способность к спорообразованию
Мицелиальное строение
(У оомицетов стенка из целлюлозы, а у грибов — из хитина.)
Задание 6. Цианобактерии таксономически далеки от большинства других водорослей, но не стоит забывать, что водоросли — группа экологическая, и цианобактерии вполне вписываются в её рамки. На что способны цианобактерии, в отличие от эукариотических водорослей?
Иметь плазмиды +
Жить в наземно‑воздушной среде
Быть частью рациона человека
Быть автотрофами
Задание 7. Морской огурец — не овощ. Морская лилия — не цветок. А что отличает морскую капусту от её тёзки, высшего растения?
Запасание полисахарида ламинарина +
Наличие хлорофилла а
Наличие проводящей ткани
Целлюлоза в составе клеточной стенки
(Морская капуста (ламинария) запасает ламинарин, а у высших растений запасной углевод — крахмал.)
Задание 8. На выставке ботанической иллюстрации было показано орхидное Cattleya elongata, являющееся эндемиком уникальных растительных сообществ восточной Бразилии — «наскальных лугов». В зимнее время в этих сообществах прохладно и сухо, а летом — влажно и тепло. Бо́льшую часть года «наскальные луга» подвержены воздействию порывистого ветра и прямых солнечных лучей, что создаёт для растений условия дефицита влаги. Какое приспособление позволяет этому растению переживать сухие сезоны года?
Развитие опушения на листьях и стеблях
Развитие уплощённых фотосинтезирующих стеблей и полная утрата листьев
Накопление воды в видоизменённом запасающем побеге +
Метаморфоз листьев в колючки
(Орхидеи, включая Cattleya, часто имеют утолщённые стебли (псевдобульбы), где запасают воду на сухой сезон.)
Задание 9. Мрамор представляет собой горную породу, состоящую, в основном, из кальцита CaCO3. Для растений кальций является важным компонентом минерального питания. Если подложить под корневую систему отшлифованную плоскую мраморную пластину, то в течение нескольких недель на ней появятся углубления от корней. Как можно объяснить это явление?
Корневые волоски растений выделяют серную кислоту, которая растворяет кальцит
Бактерии, живущие на поверхности корня, растворяют минеральные вещества горной породы посредством работы своих прокариотических ферментов
Клетки корня растения выделяют растворённую форму углекислого газа, которая обеспечивает растворение минеральных веществ мрамора +
Корни, соприкасающиеся с камнем, развивают высокое давление жидкости в клетках, что обусловливает механическое продавливание горной породы
(Корни выделяют CO₂, который в воде образует угольную кислоту (H₂CO₃), растворяющую кальцит.)
Задание 10. Какой из этих организмов линяет в процессе роста?
Виноградная улитка
Постельный клоп +
Коралловый полип
Речная бадяга (губка)
(Клопы, как и все членистоногие, линяют, сбрасывая хитиновый экзоскелет. Остальные организмы в списке не линяют.)
Задание 11. Какому животному принадлежит изображённая структура?
Печёночному сосальщику
Науплиусу — личинке ракообразных
Гидре +
Кальмару
Задание 12. На картинке изображена кубомедуза, представитель стрекающих. Выберите характерный признак этого животного.
Билатеральная симметрия
Наличие окологлоточного нервного кольца
Наличие стрекательных клеток
Наличие экзоскелета
Задание 13. Выберите верную характеристику изображённого животного (морская свинья голотурия)
Прикреплённый к плотному субстрату хищник
Роющий в толще грунта детритофаг (детрит — мёртвое органическое вещество)
Ползает по субстрату и собирает с него пищу +
Сидячий (малоподвижный) фильтратор
Задание 14. Какое заболевание могут переносить комары?
Пневмонию
Малярию +
Аскаридоз
Описторхоз
Задание 15. Какому животному принадлежит эта личинка?
Тритону +
Лягушке
Червяге
Ящерице
Задание 16. Какому животному принадлежат следы? Фотография сделана в смешанном лесу умеренного климатического пояса.
Барсу
Собаке
Кабану
Зайцу +
Задание 17. Двоякодышащая рыба протоптер способна переносить высыхание водоёма, в котором живёт. Она зарывается в землю и выделяет очень много слизи. Верхний слой слизи застывает и формирует плёнку — так образуется кокон, в котором протоптер может несколько месяцев пережидать засуху. Примечательно, что обычно протоптер в качестве продукта обмена веществ выделяет аммиак, а во время засухи — мочевину. Выберите наиболее простое объяснение этой особенности.
Выделение мочевины помогает протоптеру уменьшить интенсивность обмена веществ
Выделение мочевины требует меньше энергии, чем выделение аммиака
Аммиак токсичнее мочевины, и при накоплении в коконе он может отравить протоптера +
Выделяя мочевину, протоптер понижает растворимость кислорода в слизи кокона
Задание 18. У рыб‑звездочётов имеются электрические органы. С помощью них рыба охотится: клетки органа производят мощный разряд, который оглушает добычу.
Из какого типа клеток у рыб‑звездочётов формируется этот орган?
Из клеток эпителиальной ткани
Из клеток соединительной ткани
Из половых клеток
Из мускульных клеток +
Задание 19. Рассмотрите фотографию ушастой совы. Охарактеризуйте позу птицы.
Элемент брачного поведения самца
Попытка устрашения другого животного (человека) +
Элемент пищедобывательного поведения
Трюк, которому её обучил владелец
Задание 20. Какой биологический объект запечатлён на микрофотографии? Масштабный отрезок соответствует длине 0,05 мм.
Волос млекопитающего
Многоклеточная водоросль
Перо птицы
Листья мха
Задание 21. Обычно у представителей бурых водорослей жизненный цикл гапло‑диплобионтный со спорической редукцией. Но бывают и исключения. На рисунке показана схема жизненного цикла бурой водоросли саргассума. Выберите верные утверждения.
Половой процесс саргассума — изогамия
Жизненный цикл саргассума диплобионтный +
Хлоропласты саргассума содержат фикобилисомы
Первое деление зиготы саргассума мейотическое +
Мейоз в жизненном цикле саргассума происходит при образовании гамет
Задание 22. Фиолетовые камушки, показанные на фотографии — не антураж съёмок фильма «Алиса в Стране чудес», а гриб, произрастающий на территории Новой Зеландии и Австралии — Gallacea scleroderma (также известный как гриб‑бархатная картошка). Выберите верные утверждения.
Вероятно, животные‑микофаги ищут G. scleroderma, используя зрение, а не нюх
В жизненном цикле G. scleroderma есть жгутиковая стадия
G. scleroderma — многоклеточный гриб +
G. scleroderma может размножаться спорами +
В жизненном цикле G. scleroderma преобладает дикариотическая стадия
Задание 23. Устройство цветка орхидеи определяет сложное поведение опылителей, которое приводит к перекрёстному опылению. Морфологически к конкретным видам опылителей в цветке орхидеи приспосабливаются все части — цветоложе, органы околоцветника, тычинки, формирующие комок пыльцы — поллиний, и плодолистики. Разнообразие цветков орхидей обусловлено разными сочетаниями форм, размеров и окрасов, а также большим разнообразием видов опылителей, с которыми орхидеи эволюционировали совместно.
Рассмотрите фотографию и фрагмент видео, показывающие устройство и движение частей цветка орхидеи Bulbophyllum lobii и выберите верные утверждения.
Цветок можно считать тримерным по количеству частей околоцветника и зигоморфным +
Яркая окраска околоцветника обусловлена накоплением каротиноидов +
Если масса и размер опылителя будут недостаточно большими, то опылитель не сможет прикрепить к своему телу поллиний +
Подвижная часть околоцветника представляет собой поллиний
Цветок этой орхидеи имеет двойной околоцветник
Задание 24. В тайских фруктовых садах часто можно встретить дерево мангостан, плоды которого используются в пищу. Мангостан относится к небольшому тропическому семейству Клузиевые. В вегетативных органах у клузиевых имеются вместилища смолистого сока, обладающие специфическим ароматом. Съедобной частью плода мангостана являются ткани эндокарпа, имеющие белую окраску. Рассмотрите фотографию плода и выберите верные утверждения о его строении.
В образовании срезанного поперечно плода приняло участие пять плодолистиков
Извлечённые белые части плода (справа внизу фотографии) соответствуют целым плодолистикам цветка
В плоде мангостана можно выделить три зоны — экзокарпий, мезокарпий и эндокарпий, которые отличаются друг от друга по консистенции и химическому составу +
У цветка мангостана верхняя завязь +
При плодах сохраняются элементы околоцветника
Задание 25. Что общего у насекомых и многоножек?
Клетки с ресничками в составе покровов тела
Конечности рычажного типа +
Одна пара антенн
Твёрдый экзоскелет +
Мезоглея
Задание 26. У каких животных есть брюшная нервная цепочка?
У устрицы
У пиявки +
У коровы
У многоножки +
У креветки +
Задание 27. Выберите признаки изображённого животного.
Мандибулы +
Три пары крыльев
Жабры
Три пары ходильных ног +
Хелицеры
Задание 28. Рассмотрите схему кровеносной системы птиц и выберите верные утверждения:
У птиц малый круг кровообращения начинается в левом желудочке, а большой — в правом
У птиц отсутствуют воротные системы почек и печени
Как и у млекопитающих, у птиц имеются две общие сонные артерии
В правое предсердие птиц ведут две вены, собирающие кровь от верхней и нижней частей тела +
У земноводных и птиц в сердце одинаковое количество камер
Задание 29. Рассмотрите фотографии поперечного среза носовой полости двух животных, относящихся к разным отрядам, и выберите верные утверждения.
Животное А обитает в водной среде
Более острым обонянием обладает животное Б +
Животное Б относится к земноводным
У обоих животных отсутствует носовая перегородка
Рацион данных животных сильно различается по доле растительной пищи +
Задание 30. Рассмотрите продольный срез водного животного миноги. Какие органы и части тела животного подписаны правильно?
Задание 31. В оранжереях ботанических садов Евразии собраны цветковые растения, приехавшие из разных уголков планеты. Почти в любое время года в оранжерее можно застать цветение того или иного вида. Прекрасная новость в том, что, зная естественный ареал многих видов растений, можно предсказать, в какое время года они будут цвести в садах Европы и северной Азии.
Попробуйте предположить, в какой сезон года Европы и северной Азии можно ожидать начала цветения перечисленных растений. Обратите внимание, что каждый указанный вид растения выращивается в оранжерее при той длине светового дня, влажности и температуре, которые характерны для природного местообитания.
Весной, в первой половине лета +
Осенью, в первой половине зимы +
Задание 32. Перед вами иллюстрации животных на разных стадиях жизненного цикла. Установите соответствие между парами животных, относящихся к одному и тому же классу беспозвоночных.
Задание 33. Рассмотрите фотографию скелета головы ильной рыбы (Amia calva), населяющей реки и озёра Северной Америки. Установите соответствие между описанием кости и номером, которым она обозначена на рисунке.
Самая большая кость жаберной крышки –
Эта кость, не несущая зубы, вместе с зубной костью формирует нижнюю челюсть –
Эта кость формирует основную часть крыши черепа –
Эта резко изогнутая кость находится позади кости под названием гиомандибуляре (подвеска) и только слегка прикасается к одной из наиболее крупных костей головы рыбы –
Задание 34. В рамках лабораторного эксперимента по изучению процесса брожения для хлебопечения учёные используют культуру дрожжей. Исходное количество клеток в реакторе составляет 1000. При оптимальных условиях (температура 28 ∘C, pH 5,5) клетки делятся каждые 22 часа. Эксперимент проводится в реакторе объёмом 500 мл, при этом концентрация сахара в растворе равна 2,5 г/л, содержание кислорода — 8 мг/л, скорость перемешивания — 1000 оборотов в минуту, продолжительность эксперимента — четверть суток. Какое приблизительное количество клеток будет в реакторе по окончании эксперимента? Ответ округлите до целых.
Решение:
Время эксперимента: 6 часов (¼ суток).
Количество делений: 6 / 22 ≈ 0,27.
Рост клеток: 1000 × 2^(0,27) ≈ 1000 × 1,21 ≈ 1210.
Ответ: 1210 клеток.
Задание 35. Во время исследования работы сердца у подростка измеряли два показателя.
1. В состоянии покоя: сердечный ритм составляет 68 ударов в минуту, а ударный объём (объём крови, выталкиваемой сердцем за один удар) — 65 мл.
2. После пятиминутной пробежки: сердечный ритм повышается до 120 ударов в минуту, а ударный объём — до 85 мл. Во сколько раз увеличился сердечный выброс (объём крови, проходящей через сердце за одну минуту) после физической нагрузки по сравнению с состоянием покоя? Ответ округлите до десятых.
Решение:
В покое: 68 × 65 = 4420 мл/мин.
После нагрузки: 120 × 85 = 10200 мл/мин.
Увеличение: 10200 / 4420 ≈ 2,3.
Ответ: 2,3 раза.