1 Ответ
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
Скоморох-потешник: Верьте аль не верьте, а жил на белом свете Федот-стрелец, удалой молодец.
Был Федот ни красавец, ни урод, ни румян, ни бледен, ни богат, ни беден, ни в парше, ни в парче, а так, вообче. Служба у Федота – рыбалка да охота. Царю – дичь да рыба, Федоту – спасибо. Гостей во дворце – как семян в огурце. Один из Швеции, другой из Греции, третий с Гавай – и всем жрать подавай! <…> – омаров, второму – кальмаров, третьему – сардин, а добытчик один! Как-то раз дают ему приказ: чуть свет поутру явиться ко двору. Царь на вид сморчок, башка с кулачок, а злобности в ём – агромадный объём. Смотрит на Федьку, как язвенник на редьку. На Федьке от страха намокла рубаха, в висках застучало, в пузе заурчало, тут, как говорится, и сказке начало…
Царь
К нам на утренний рассол
Прибыл аглицкий посол,
А у нас в дому закуски –
Полгорбушки да мосол.
Снаряжайся, братец, в путь
Да съестного нам добудь –
Глухаря аль куропатку,
Аль ишо кого-нибудь.
Не смогёшь – кого винить? –
Я должон тебя казнить.
Государственное дело –
Ты улавливаешь нить?..
Федот
Нешто я да не пойму
При моём-то при уму?..
Чай, не лаптем щи хлебаю,
Сображаю, что к чему.
Получается, на мне
Вся политика в стране:
Не добуду куропатку –
Беспременно быть войне.
Чтобы аглицкий посол
С голодухи не был зол –
Головы не пожалею,
Обеспечу разносол!..
(По Л. А. Филатову)
Задание 1. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в реплике скомороха-потешника. Запишите это местоимение.
Ответ: тому этому
Задание 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ОДИН. разг. Чрезвычайный, очень сильный; сплошной. Не жизнь, а одно удовольствие! Блины – одно объедение!
2) ДВОР. В монархических странах: монарх и приближённые к нему лица, составляющие его окружение. Царский двор
3) ДОБЫТЬ. Достать, получить. Добыть лодку.
4) УЛАВЛИВАТЬ. что. Понять, постичь что-либо в чьих-либо словах, разговоре и т. п. Улавливать смысл сказанного. Улавливать связь явлений.
5) ПОЛУЧАТЬСЯ. О чьём-нибудь изображении, о снимке. На фотографиях я никогда не получался.
Ответ: 14
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста.
Запишите номера ответов.
1) Текст является образцом живой разговорной речи, поскольку представляет собой запись неформальной беседы правителя с подчинённым; цель автора – зафиксировать ход разговора.
2) Ведущий тип речи в тексте — повествование; отражённые во фрагменте действия последовательны (Служба у Федота – рыбалка да охота; один из Швеции, другой из Греции, третий с Гавай).
3) Лексика в тексте носит подчёркнуто сниженный характер (жрать, пузо, голодуха), иногда в целях стилизации намеренно нарушается литературная норма (вообче, агромадный, смогёшь); роль характеристик персонажей играют антонимы (красавец – урод, румян – бледен, богат – беден).
4) Экспрессивность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых ряды однородных членов предложения, неполные предложения, бессоюзные сложные предложения.
5) Текст насыщен средствами художественной выразительности: сравнение («смотрит на Федьку, как язвенник на редьку»), гипербола (Получается, на мне вся политика в стране), фразеологизм (не лаптем щи хлебаю); в реплике скомороха можно отметить использование синтаксического параллелизма.
Ответ: 34
Задание 4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) донЕльзя
2) некрОлог
3) кралАсь
4) прирУченный
5) тОрты
Ответ: 15
Задание 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Однажды Фёдору Ивановичу Шаляпину прислали футляр с ЦАРСКИМ подарком – золотыми часами.
Первая ПОПУЛЯРНАЯ книга по естественным наукам была написана Галилеем на итальянском языке.
Чехов, несомненно, видел НЕУДАЧЛИВОЕ выступление Козельского в «Гамлете» и осудил его за «шипение» на сцене.
Маятник ОТКЛОНИЛСЯ на 22 миллиметра, что отвечает передвижению частиц земли на 1,5 миллиметра.
Он ОТРАСТИЛ себе бороду и усы, не выходил по три месяца из кабинета, бóльшую часть приказаний отдавал письменно.
Ответ: неудачное
Задание 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Основная суть книги Р. И. Жуковской «Чтение в детском саду» определяется словами В. Г. Белинского о влиянии стихов на детей – словами, которые процитированы на одной из первых страниц: «Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердца преисполняются чувством изящного; пусть и поэзия действует на них, как и музыка – прямо через сердце…»
Ответ: основная
Задание 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
вручить ОРДЕНА солдатам
доволен ИМИ
много БРЫЗГ
звезда ПОТУХНУЛА
к ТРЁМСТАМ пилотам
Ответ: потухла
Задание 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное построение предложения с причастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с однородными членами
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Греческий учёный Фукидид, наблюдая ужасы чумы, свирепствовавшей во время Пелопоннесской войны, предположил, что заболевание вызывают живые частицы, проникающие в организм человека через рот.
2) Я обнаружил греющуюся змею на солнце около густого куста у железно- дорожной насыпи, мимо которой мы проходили.
3) МЧС предупредил о надвигающихся на Свердловскую область мощных ливнях.
4) Аль-Бируни, знаменитый персидский учёный и мыслитель, написал книгу о медицинских препаратах, зафиксировал и объяснил более 4500 арабских, греческих, индийских и других названий растений.
5) Новые научные данные существенно расширили не только представление о почвенных микроорганизмах и процессах, вызываемых ими в окружающей среде, но и позволили создать новые отрасли в сельскохозяйственном производстве.
6) По легенде, морская царевна, разлучённая со своим возлюбленным, гусля- ром Садко, начинает плакать и разливается в реку Волхов, её серебристые волны бороздят Псковскую равнину и впадают в озеро Ильмень.
7) В родном городе Нюрнберге художник Альбрехт Дюрер пользуется уважением, даже почётом, водит дружбу с первыми людьми, и он получил много заказов, так что много зарабатывал.
8) Композитор Сергей Васильевич Рахманинов писал, что «первые наказания, первые награды, которые радовали мою детскую душу, имели непосредственное отношение к музыке».
9) Русской природе несвойственны яркие цвета, резкие линии, чёткие грани: воздух влажен, очертания расплывчаты, всё зыбко, мягко, почти неуловимо.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А2 Б5 В3 Г7 Д8
Задание 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) сч..ты, пиж..н, ч..рточка
2) т..ржественный, скл..нять (слово), р..стовщичество
3) од..чать, кор..фей, кн..жна (Болконская)
4) к..саться (в разговоре), б..соногий, п..радоксальный
5) выж..гший (землю), р..зиденция, тр..скучий (мороз)
Ответ: 25
Задание 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..вышение (скорости), пр..небрежение, пр..жечь (рану)
2) батал..он, трёх..ядерный, интерв..юировать
3) во..торжествовать, и..подлобья, ра..жечь
4) пост..ндустриальный, вз..маемый (штраф), сверх..нтуиция
5) пр..норовиться, пр..танцовывать, пр..станционный
Ответ: 45
Задание 11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) консервир..вали, доверчив..
2) ножич..к, протал..на
3) автострахов..ик, гравироваль..ик
4) догадл..вый, заноч..вал
5) галчон..к, массаж..р
Ответ: 13
Задание 12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) превыш..нная (скорость), сдержива..мый
2) (он) лаком..тся, вычисл..вший
3) (тракторы) паш..т, клич..щий (гусей)
4) сыпл..щийся, (они) перебор..т (противника)
5) развенч..нный (миф), (он) недолюблива..т
Ответ: 1234
Задание 13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ (НИ) с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) В течение суток голосовая активность большинства певчих птиц максимальна в утренние часы, после восхода солнца она спадает и опять (НЕ)МНОГО возрастает к вечеру.
2) «Будь спокойна. Ты ни в чём (НЕ)ВИНОВНА», – одними губами говорит Пушкин и пытается улыбнуться.
3) В организме человека витамины либо не вырабатываются совсем, либо вырабатываются в (НЕ)ДОСТАТОЧНЫХ количествах.
4) Все прежние мысли её о женихе, о княжне Марье, о деревенской жизни (НИ)РАЗУ не пришли ей в голову.
5) Чувствовалось, что там, где рождается сейчас этот страшный звук, происходит нечто чудовищное, (НЕ)БЫВАЛОЕ по силе.
Ответ: 135
Задание 14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Несмотря на живость, даже нервозность, которая угадывалась в нём (ПО)ТОМУ, как нервно подёргивалась (ИЗ)РЕДКА его щека, он был сдержан и осторожен.
2) Прячась за камни, хищник неслышно уполз за обрывистый гребень хребта и там, не таясь, пробежал (В)ДОЛЬ него и (В)НОВЬ метнулся на южную сторону склона.
3) ЧТО(ЖЕ) может привлечь туристов в Кимры сегодня? ВРЯД(ЛИ) доста- точно будет только живописных волжских видов да старых купеческих особняков.
4) Будьте внимательны: ЧТО(БЫ) ни произошло, держитесь строго (ПО)ДВОЕ.
5) Сообщу вам о ДОВОЛЬНО(ТАКИ) странной детали: (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего пути собеседник мой не сказал ни слова.
Ответ: 34
Задание 15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.
Прекрасны были долины, веером распростёршиеся перед ним, точно перья гигантского павли(1)ьего хвоста, и так ещё свежо было всё, что он пережив за последние недели: весь их стра(2)ический путь через леса; таинстве(3)ые ночи у костров, полные безликих шорохов, трепета сови(4)ых крыльев; ночи на заброше(5)ых хуторах, стойбищах, пахнущих дымом и невыдела(6)ой кожей; шумные сёла, кипящие вооружё(7)ым народом, – так волнующе необычно было всё это, что мимолетное разочарование тут же покинуло Серёжу, и смеша(8)ое чувство восторга, беспредметной жалости, любви ко всему овладело им.
Ответ: 14
Задание 16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) С деревьев медленно падали последние листья и холодный дождь сразу же впечатывал их в покрытую прелью1 травы влажную землю.
2) Систематика растений изучает не только разнообразие организмов но и причины этого разнообразия и пути его возникновения.
3) Густой парк с тенистыми аллеями там и тут украшают искусственные многоцветные гроты и двенадцать ухоженных окаймлённых болотными лилиями прудов манят к себе жарким днём.
4) Несколько дней подряд шёл снег и дом завалило до самой крыши.
5) Восхищённым взглядом он снова окинул пасеку окружавшие её сады и тёмную расплывавшуюся в тумане громаду хутора.
Ответ: 124
Задание 17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Горный хребет распадался на множество (1) нёсших к морю зубчатые стены лиловых хвойных чащ (2) гребней, и до самого моря (3) всё расширяясь (4) и расцветая (5) стлались промеж них душистые ущелья (6) полные яркой зелени – дубовой глянцевой листвы, красноватых клёнов, орешников; а внизу берёзовые девственные рощи (7) волнуясь (8) и блистая корой (9) толпились по опушкам солнечных лугов.
Ответ: 35679
Задание 18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Понимаете (1) отец ездил в Ленинград всего два раза, но говорил о Ленинграде так, будто (2) прожил там жизнь… Невский проспект, Исаакиевский собор, Казанский собор, Зимний дворец – словом (3) рассказывал, как коренной петербуржец. И хотя я бывал в Ленинграде каждый год на сессии, а отец всего два раза, я (4) конечно (5) видел всё, что
видел он, но видел это мимоходом. Разумеется (6) я посетил Эрмитаж и Русский музей, видел вздыбленных коней на Аничковом мосту и здоровенных парней, которые держат их за узду, но (7) признáюсь (8) не знал, что эта скульптура называется «Укротитель коня», а отец знал.
Ответ: 1345678
Задание 19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Полковник опасался встречи с противником (1) потому что дивизия была обескровлена, а тылы отстали (2) и в то же время хотел встретиться наконец с этим противником (3) чтобы сцепиться с ним и узнать (4) чего он хочет (5) и на что он способен.
Ответ: 1234
Задание 20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Пока он искал своё удостоверение (1) караульный начальник успел (2) так много надерзить ему (3) что (4) когда выяснилась высокая должность Мартемьянова (5) отступать уж было некуда (6) так что этот чопорный старикашка (7) вынужден был сердито прокричать (8) что штаб находится на Набережной улице.
Ответ: 134568
Задание 21. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)В Средние века достаточно интенсивно развивалось изучение анатомии, вследствие чего стало очевидно: человек и животные анатомически похожи. (2)Основное различие между ними, по мнению философов того времени, заключалось в наличии у человека души. (3)Однако отсутствие души у животных не мешало привлекать их, как и людей, к суду. (4)Суды над животными были распространены в Европе вплоть до XVIII века, и ответственность при этом несли и домашние, и дикие животные. (5)Домашних судили в уголовных судах, дикие подлежали церковной юрисдикции. (6)В 1519 году в Глурнсе, одном из самых древних городов Тироля, начался процесс против полевых мышей. (7)Мыши дело проиграли. (8)Суд постановил, что вредные животные, называемые полевыми мышами, обязаны в течение 14 суток покинуть пахотные земли и луга, переселившись в другое место.
Ответ: 18
Задание 22. Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них:
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Липы душистой цветы распускаются… Спи, моя радость, усни! (К. Д. Бальмонт)
Б) В итоге – птицы не улетают вовремя в Африку, типы вроде меня реже и реже возвращаются восвояси. (И. А. Бродский)
В) Ах вы, сени мои, сени, Сени новые мои!
Г) Хочу оставить на листе бумаги Моей судьбы глубокие овраги. (А. И. Иващенко и Г. Л. Васильев)
Д) С умным – хлопотно, с дураком – плохо, Нужно что-то среднее, да где ж его взять. (Б. Ш. Окуджава)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ
СРЕДСТВА ЯЗЫКА
1) ассонанс
2) риторическое обращение
3) сравнение
4) парцелляция
5) литота
6) метафора
7) эпифора
8) синтаксический параллелизм
9) аллитерация
Ответ: А1 Б3 В2 Г6 Д8
Прочитайте текст и выполните задания 23–27.
(1)Она мечтала, что выйдет на сцену и просто, ясно, без аффектации ремесленников сцены будет говорить публике слова из своей короткой маленькой роли. (2)И, слушая её, эта публика будет думать про себя: «(3)Вот истинное искусство! (4)Вот как надо изображать жизнь души для того, чтобы все понимали, как живёт душа». (5)Ей, дебютантке, ещё девочке, которая понятия не имела о толпе, казалось, что нужно быть только искренней для того, чтобы тронуть душу толпы… только искренней! (6)Девочка думала, что её роль говорит сама за себя своей простотой и наивностью, что истинно красивое просто и что нужно быть простой и верной правде, чтобы тронуть сердца зрителей. (7)И она была уверена, что тронет их. (8)И её внутреннее чувство говорило, что она идёт на большое и важное дело, ибо говорить толпе просто и хорошо о душе, и о сердце, и обо всём, чем живут люди, – это крупное и важное, это мучительное и честное дело для того, кто верит в хорошее и доброе.(сокращенно)
Задание 23. Какие из высказываний соответствует содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Молодая актриса получила для театрального дебюта не главную, а второстепенную роль.
2) Дебютантка хотела повлиять на душу зрителя тем, что сыграет свою роль без театральных аффектов.
3) Зрители тишиной, поскольку не ждали от неё ничего интересного.
4) Выйдя на сцену, девушка почувствовала, насколько зритель равнодушен к её желанию установить со зрительным залом духовную связь.
5) После спектакля молодая актриса плакала в гримёрке потому, что не смогла справиться с ролью.
Ответ: 124
Задание 24. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 8 содержится рассуждение.
2) В предложении 12 представлено повествование.
3) Предложение 22 указывает на причину того, о чём говорится в предложе- ниях 21
4) Предложения 26 и 27 противопоставлены по содержанию.
5) В предложении 29 представлено повествование.
Ответ: 34
Задание 25. Из предложений 2–5 выпишите один фразеологизм.
Ответ: понятия не имела
Задание 26. Среди предложений 21–26 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза, лексического повтора и указательного местоимения. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ: 24