1 Ответ
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
Брэм Альфред Эдмунд – немецкий зоолог, путешественник, просветитель – известен сейчас не столько своими блестящими работами по устройству зоопарков «нового типа» (в частности, именно он реорганизовал знаменитый Гамбурский зоопарк и Берлинский аквариум), не столько своими путешествиями (а проделал он их множество, в том числе побывал в Сибири и Туркестане), сколько своим капитальным трудом «Жизнь животных», вышедшим в 1863–1869 гг. (по М. С. Галиной, М. Б. Корниловой) (сокращенно)
1. Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в последнем абзаце текста. Запишите этот предлог.
Ответ: Благодаря
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ТРУД. Работа, занятие. Тяжёлый, напряжённый труд. Дневные труды.
2) РЕДАКЦИЯ. Группа работников, редактирующих какое-нибудь издание, а также отдел издательства, готовящий рукописи к печати. Главная редакция. Редакция газеты «Правда».
3) НАСТОЯЩИЙ. Подлинный, истинный; натуральный. Настоящий кофе. Настоящий каучук.
4) ПЕРВЫЙ. Первоначальный, самый ранний; происходящий, действующий раньше других. Первое впечатление. Первый посетитель.
5) ПАМЯТНИК. Сохранившийся предмет культуры прошлого. Археоло- гические памятники. Архитектурный памятник пятнадцатого века.
Ответ: 12
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста.
Запишите номера ответов.
1) Текст написан в научном стиле; цель авторов – познакомить узкий круг специалистов с системой научной аргументации, используемой А. Э. Бремом в своих исследованиях.
2) Структура и содержание текста соответствуют жанру книжного предисловия.
3) Наряду с книжной лексикой общего характера (ревнители, столь, нежели) авторы используют термины из области биологии (зоология, молекулярная биология, этология).
4) Для текста характерно употребление вставных конструкций и вводных слов, а также использование обособленных определений и обстоятельств.
5) Средства выразительности языка в тексте используются скупо; можно отметить несколько эпитетов («описательная зоология» «справочный материал») и градацию (по мере накопления новых сведений по биологии и зоологии или просто в угоду издателям и составителям).
Ответ: 234
4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) вероисповЕдание
2) углУбленный
3) послАла
4) дешевизнА
5) пОдняв
Ответ: 13
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Отец обладал несгибаемой волей, ПРАКТИЧНЫМ, расчётливым умом, демонстрировал беспредельную преданность профессии. Величина ЭКОНОМИЧЕСКОГО ущерба, причиняемого вредителями сельского хозяйства, ежегодно составляет около 20 % всего мирового урожая.
Перед ДЛИННЫМ хранением велосипед следует разобрать, промыть в керосине все хромированные детали.
Организаторы уверены, что высокий ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЙ уровень конференции позволит найти эффективные решения назревших проблем.
В пещере учёные-спелеологи наблюдали за ЕДИНИЧНЫМИ особями летучих мышей, а на глубине более 200 метров обнаружили лжескорпионов.
Ответ: длительным
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания.
Автор статьи делает высочайшую оценку деятельности прогрессивного учёного-историка Т. Н. Грановского, пишет о важной просветительской миссии русской литературы.
Ответ: дает ставит
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОЛУТОРАТЫСЯЧНЫЙ зал
НЕДРА Солнца
традиции ЧЕРКЕСОВ
спрос КОЛЕБЛЕТСЯ
ПОСТРИГЁТСЯ коротко
Ответ: пострижется
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) нарушение в построении предложения с однородными членами
В) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
Г) нарушение в построении сложного предложения
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) В Государственном Эрмитаже хранится большая коллекция костюмов XVIII – начала XX века: знаменитое собрание «Гардероб Петра I», повседневные, церемониальные и форменные костюмы русских императоров и императриц.
2) С началом эры космических полётов появилась возможность изучать солнечную корону из космоса, где не мешает фон неба, а также проводить наблюдения в ультрафиолетовом и рентгеновском диапазонах, на которые приходится основное излучение горячей короны.
3) Мать, Полина Петровна, трудилась на колхозных полях от зари до зари, кормила семью, вырастила и дала образование пятерым детям.
4) На заре существования человека животные не только не были для него «братьями меньшими», но и служили объектами для подражания и почитания.
5) Зная возраст нашей планетной системы и то, что кометы сформировались вместе с ней, предполагается, что за это время все кометы должны были либо погибнуть, либо оказаться в межзвёздном пространстве.
6) Вопрос о том, есть ли у развивающегося зародыша человека психика и в какой форме он может воспринимать информацию и использовать в дальнейшем полученный опыт, превратился из теоретического в этический и даже юридический.
7) Хотя мы не видим звёздные диски в деталях, благодаря спутниковых наблюдений удаётся получать данные о колебаниях звёзд (и обычных, и гигантов).
8) Помимо насекомых, опылять растения могут и другие представители фауны: так, пыльцу переносят колибри, которая прилипает к перьям во время извлечения птицами пищи из цветков.
9) Предметом изучения физиологии стало проявления жизненных функций, начиная с молекулярного уровня и заканчивая целым организмом, включая поведенческие реакции, сознание и мышление.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А5 Б3 В7 Г8 Д9
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) заг..равший, р..сточек, рест..врация
2) инт..ллектуальный, предс..датель, сб..режения
3) обр..млять (гравюру), х..лмистый, п..лемический
4) см..гчение (нравов), разъ..снение, см..калистый (ученик)
5) д..лина, м..хнатый, подор..жание
Ответ: 25
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) бе..следно, .ра..цветать, не..держанность
2) павил..он, б..ётся, с..экономить
3) без..глые (сосны), сверх..зобретательный, (хранилище для) спорт..нвентаря
4) пр..возносить (за заслуги), пр..огромный, пр..вращение
5) прип..дняться, пр..рочество, з..расти (травой)
Ответ: 14
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) завистл..вый, бел..зна
2) пол-луков..цы, масл..ный (блин)
3) оборуд..вание, котл..вина
4) стаж..рский, лиш..н (обаяния)
5) рассказ..ица, старуха-процент..ица
Ответ: 134
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) неотъемл..мая (часть), (капибара) щипл..т (траву)
2) (половица) скрипн..т, (сомнение) разве..тся
3) (мне тяжело) дыш..тся, (он) гон..т (прочь)
4) (лес) скро..тся (в тумане), стро..вший (дом)
5) наде..вшийся, (они) раска..тся
Ответ: 123
13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Крупные пятна иногда могут быть замечены даже (НЕ)ВООРУЖЁННЫМ глазом, особенно если Солнце наблюдается сквозь дымку.
2) Выпущенные небольшими тиражами труды Юлиуса Майера долго оставались (НЕ)ИЗВЕСТНЫМИ научному миру.
3) (НЕ)СМОТРЯ на большое количество детальных наблюдений, происхождение многих структур на Солнце и детали их эволюции остаются загадкой.
4) (НЕ)РАЗ был Назар в переделках, но всегда выходил сухим из воды.
5) Наталья Николаевна заплакала, когда привели детей, испуганно жавшихся друг к другу, (НЕ)ПОНИМАВШИХ, что случилось с матерью и что происходит вокруг.
Ответ: 45
14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Ни один наблюдатель не смотрел на Солнечную систему (ИЗ)ВНЕ, чтобы фиксировать, как (В)ТЕЧЕНИЕ года, десятилетия, столетия движутся планеты.
2) Оптическая труба состоит из объектива, формирующего изображение, окуляра и корпуса (В)ВИДЕ сплошной трубы; ТАК(ЖЕ) на оптической трубе есть разъёмы для установки дополнительного оборудования.
3) Вспышки происходят (В)БЛИЗИ максимумов солнечной активности, (ПО)СКОЛЬКУ местá локализации этих событий связаны с активными областями на Солнце.
4) ЕДВА(ЛИ) найденные в пещере предметы служили для ритуальных действий: скорее, они нужны были, ЧТО(БЫ) обрабатывать камень или кость.
5) Пасеки (В)НАЧАЛЕ возникли в степной местности, на юге, а (ЗА)ТЕМ в лесах, на севере.
Ответ: 35
Задание 15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.
Началась бессо(1)ица. Мать подолгу стояла у окна, смотрела на спящие петербургские дома с кова(2)ыми решётками на окнах, а на рассвете уходила в молельню, застла(3)ую ковром, увеша(4)ую стари(5)ыми образами, где вспоминала всю свою жизнь – с ра(6)его детства до последнего дня. Всё чаще жизнь казалась ей бессмысле(7)ой и поисти(8)е жестокой, душа болела за родных, обречё(9)ых на страдания.
Ответ: 28
16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Загрязнение окружающей среды отходами промышленного производства ядохимикатами и радиоактивными веществами
чревато тяжёлыми последствиями и вызывает необратимые изменения в организме человека.
2) Основными помощниками современного любителя птиц становятся различные справочники как в бумажном так и в электронном формате.
3) Идеи физика-теоретика Джона Уилера неизменно отличались новизной и парадоксальностью и отвечали критериям математической красоты.
4) Микроорганизмы можно выявить в песках пустынь и во льдах Арктики и Антарктики в воде и иле морей и океанов.
5) Первая русская антарктическая экспедиция была организована в период царствования Александра Первого и имела своей целью доказать или опровергнуть гипотезу о существовании шестого материка.
Ответ: 124
17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Вдруг старый голубь с белой звёздочкой (1) скрытой под клювом (2) круто снизился (3) напугав Марию хлопаньем крыльев (4) сел ей на колени (5) и (6)
надув отливающую перламутром (7) шею (8) стал ворковать (9) призывая свою стаю.
Ответ: 1234679
18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Мы пытались уладить дело, однако (1) собеседник наш явно был на взводе и (2) по-видимому (3) не отличался терпением: он (4) как будто (5) ждал (6)
только (7) подходящего повода начать скандал.
Ответ: 23
19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Историки Наполеона рассказывают (1) что ещё от Смоленска он хотел остановиться (2) и знал (3) что занятие Москвы не будет концом кампании (4) поскольку от Смоленска он видел (5) в каком положении оставлялись ему русские города (6) и не получал ни одного ответа на свои
неоднократные заявления (7) о желании вести переговоры.
Ответ: 13456
20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). Надобно заметить (1) что не во всякой защите нуждается искусство (2) так что (3) если посмотреть (4) в каком духе пишут нынче приверженцы чистого
искусства (5) и в каком духе написаны одобряемые ими произведения (6) легко можно разглядеть (7) что люди эти вовсе не заботятся об искусстве, а хотят подчинить литературу служению только одной тенденции.
Ответ: 123467
21. Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Судно – это сооружение, созданное для плавания. (2)Часто полагают, что слова «судно» и «корабль» – синонимы. (3)Однако это не совсем правильно. (4)В современном торговом флоте применяют исключительно термин «судно», в военном – «корабль». (5)Подобное разделение сложилось постепенно. (6)В парусную эпоху кораблём называли лишь определённый тип судов – плавучее сооружение с прямыми парусами на всех мачтах, которых должно было быть не менее трёх. (7)Таким образом, настоящими кораблями считались только линкоры, фрегаты, корветы и некоторые
торговые суда. (8)Ещё сто лет назад моряк никогда бы не назвал двухмачтовое военное судно кораблём – это сочли бы безграмотным. (9)Пожалуй, сегодня одна из самых важных характеристик судна – тип двигателя, или, если следовать терминологии кораблестроителей, тип энергетической установки.
Ответ: 129
22. Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них:
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Попадья Балдой не нахвалится, Поповна о Балде лишь и печалится. (А. С. Пушкин)
Б) Что ж, если в Портленд нет возврата, Поделим золото как братья, Поскольку денежки чужие Не достаются без труда.
(Б. Ш. Окуджава)
В) Натуральный кислород – Он вкусней всего на свете, Он безвредней, чем кефир, И полезнее конфет. (А. И. Иващенко и Г. Л. Васильев)
Г) Между обломками скал ласково блестели тёмно-голубые клочки неба, украшенные крапинками звёзд. (По М. Горькому)
Д) В синем небе, колокольнями проколотом, Медный колокол, медный колокол То ль возрадовался, то ли осерчал…
(В. С. Высоцкий)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
1) ассонанс
2) эпитет
3) синтаксический параллелизм
4) парцелляция
5) аллитерация
6) риторический вопрос
7) сравнение
8) метонимия
9) литота
Ответ: А3 Б8 В7 Г2 Д5
Прочитайте текст и выполните задания 23–27.
(1)Она мечтала, что выйдет на сцену и просто, ясно, без аффектации ремесленников сцены будет говорить публике слова из своей короткой маленькой роли. (2)И, слушая её, эта публика будет думать про себя: «(3)Вот истинное искусство! (4)Вот как надо изображать жизнь души для того, чтобы все понимали, как живёт душа». (сокращенно)
23. Какие из высказываний не соответствует содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Молодая актриса хотела, чтобы публика высоко оценила её дебютное выступление на сцене.
2) Девушка считала, что её роль, несмотря на то что она невелика, позволит ей рассказать зрителю нечто значимое о душе и о сердце человеческом.
3) Зрители с любопытством смотрели на молодую актрису, ожидая от её выступления того, что оживило бы их.
4) Дебютантка с волнением ощущала на себе взгляды публики из зала, и эти взгляды вдохновляли её.
5) Артист, даже если он гениален, – раб толпы.
Ответ: 45
24. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 4 поясняет содержание предложения 3
2) В предложениях 10, 11 представлено повествование.
3) В предложении 12 представлено рассуждение.
4) В предложении 19 содержится описание.
5) Предложения 21 и 22 противопоставлены по содержанию.
Ответ: 124
25. Из предложений 26, 27 выпишите один фразеологизм.
Ответ: чувствую себя
26. Среди предложений 6–9 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза, лексического повтора и форм слова. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ: 9