Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя-кишат, а в парке звери дикие воют. Однажды к самой усадьбе подошёл медведь, сел на корточках, поглядывает в окошки на помещика и облизывается. – Сенька! – вскрикнул помещик, но вдруг спохватился… и заплакал. Однако твёрдость души всё ещё не покидала его. Несколько раз он ослабевал, но, как только почувствует, что сердце у него начнёт растворяться, сейчас бросится к газете «Весть» и в одну минуту ожесточится опять. – Нет, лучше совсем одичаю, лучше пусть буду с дикими зверьми по лесам скитаться, но да не скажет никто, что российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кильдибаев, от принципов отступил! И вот он одичал. Хоть в это время наступила уже осень, и морозцы стояли порядочные, но он не чувствовал даже холода. Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же всё больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста ещё не приобрёл. (сокращенно)
(М.Е. Салтыков-Щедрин, «Дикий помещик»)
1. Какие особенности щедринской сатиры отражены в приведённом фрагменте «Дикого помещика»?
2. Против каких общественных явлений направлена сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина в приведённом фрагменте?
3. Выберите другой фрагмент сказки «Дикий помещик», в котором изображена жизнь крестьян. Каким предстаёт образ народа в выбранном Вами фрагменте?
4. Выберите другой фрагмент сказки «Дикий помещик», в котором проявляется авторский сарказм по отношению к помещику. Проанализируйте выбранный фрагмент, раскрывая приёмы сатирического обличения персонажа.
1 Ответ
1. Особенности щедринской сатиры в данном фрагменте.
В этом отрывке из «Дикого помещика» проявляются характерные черты сатиры Салтыкова-Щедрина:
1. Гротеск и гипербола – помещик не просто деградирует, а буквально превращается в дикого зверя, теряя человеческий облик и привычки.
2. Ирония и сарказм – автор высмеивает упорство помещика в отстаивании своих «принципов», которые на деле лишь глупость и эгоизм (например, его фраза: «лучше совсем одичаю… но да не скажет никто, что российский дворянин… от принципов отступил!»).
3. Аллегория – история помещика символизирует беспомощность и паразитизм дворянства, которое без крестьян не способно даже к элементарному выживанию.
4. Социальная направленность – сатира обличает не только конкретного героя, но и всю систему крепостничества и сословных предрассудков.
2. Общественные явления, против которых направлена сатира.
Салтыков-Щедрин высмеивает:
1. Паразитизм дворянства – помещик не умеет и не хочет трудиться, а его «твердость души» лишь упрямство в сохранении своих привилегий.
2. Антинародную политику – власти сначала потакают помещикам («капитан-исправник покровительствовал помещикам»), но когда исчезают крестьяне, начинается паника: кто будет платить подати и «пить вино в кабаках»?
3. Ложные ценности «верхов» – помещик читает консервативную газету «Весть», которая ожесточает его, символизируя слепую приверженность реакционным идеям.
4. Бюрократизм – даже в критической ситуации чиновники действуют формально: «мужика изловить и водворить», а помещику сделать «наиделикатнейшее внушение».
3. Фрагмент о жизни крестьян и образ народа.
Подходящий отрывок – начало сказки, где описывается, как исчезают крестьяне:
«Сколько у помещика ни было мужиков – всё куда-то девалось. Куда ни взглянет – всё у него сделалось чистота, гладь, белизна… Исчез даже по воздуху пар от мужицких полушубков».
Образ народа:
Крестьяне показаны как основа жизни – без них всё приходит в упадок.
Их исчезновение – фантастическое, но символичное: народ «невидим» для помещиков, пока не станет слишком поздно.
Автор подчёркивает, что именно мужики кормят страну (подати, рынки), а не дворяне.
4. Фрагмент с сарказмом в адрес помещика.
Пример – сцена, где помещик, уже одичавший, охотится на зайца:
«Словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвёт её ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест».
Приёмы сатиры:
Зоологизация – помещик уподоблен хищнику, что подчёркивает его моральное падение.
Контраст – раньше он «нежил тело рыхлое, белое», а теперь живёт как зверь.
Гротеск – дикость доведена до абсурда (ест зайца со шкурой).
Ирония – медведь, символ дикости, называет помещика «глупым», показывая, что даже зверь умнее него.
Салтыков-Щедрин использует сатиру, чтобы разоблачить не только глупость отдельного помещика, но и порочность всей системы, где одни живут за счёт других.