1 Ответ
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания:
придавило. – Вы опять как будто побледнели. У нас здесь такой спёртый дух… – Да, мне пора-с, – пробормотал Раскольников, – извините, обеспокоил… – О, помилуйте, сколько угодно! Удовольствие доставили, и я рад
заявить… Илья Петрович даже руку протянул. – Я хотел только… я к Заметову… – Понимаю, понимаю, и доставили удовольствие. – Я… очень рад… до свидания-с… – улыбался Раскольников. Он вышел, он качался. Голова его кружилась. Он не чувствовал, стоит ли он на ногах. Он стал сходить с лестницы, упираясь правою рукой об стену. Ему показалось, что какой-то дворник, с книжкой в руке, толкнул его, взбираясь навстречу ему в контору, что какая-то собачонка заливалась-лаяла где-то в нижнем этаже и что какая-то женщина бросила в неё скалкой и закричала. Он сошёл вниз и вышел во двор. Тут на дворе, недалеко от выхода, стояла бледная, вся помертвевшая, Соня и дико, дико на него посмотрела. Он остановился перед нею. Что-то больное и измученное выразилось в лице её, что-то отчаянное. Она всплеснула руками. Безобразная, потерянная улыбка выдавилась на его устах. Он постоял, усмехнулся и поворотил наверх, опять в контору. Илья Петрович уселся и рылся в каких-то бумагах. Перед ним стоял тот самый мужик, который только что толкнул Раскольникова, взбираясь по лестнице. – А-а-а? Вы опять! Оставили что-нибудь?.. Но что с вами? Раскольников с побледневшими губами, с неподвижным взглядом тихо приблизился к нему, подошёл к самому столу, упёрся в него рукой, хотел что-то сказать, но не мог; слышались лишь какие-то бессвязные звуки. – С вами дурно, стул! Вот, сядьте на стул, садитесь! Воды! Раскольников опустился на стул, но не спускал глаз с лица весьма неприятно удивлённого Ильи Петровича. Оба с минуту смотрели друг на друга и ждали. Принесли воды. – Это я… – начал было Раскольников. – Выпейте воды. Раскольников отвёл рукой воду и тихо, с расстановками, но внятно проговорил: – Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру её Лизавету топором, и ограбил.
(Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»)
1. Укажите название литературного направления, принципы которого воплощены в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Ответ: реализм
2. Установите соответствие между героинями отечественной классики, которые, подобно Соне, оказали влияние на судьбу любимого человека, и названиями произведений, в которых они фигурируют:
ГЕРОИНИ
А) Мария Миронова
Б) Ольга Ильинская
В) Аксинья Астахова
НАЗВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
1) «Тихий Дон»
2) «Отцы и дети»
3) «Капитанская дочка»
4) «Обломов»
Ответ: А3 Б4 В1
3. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два литературных термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Сцена признания Раскольникова – важнейший этап развития ____, т.е. хода событий в «Преступлении и наказании», написанном в жанре социально-психологического __.
Ответ: кульминация романе
4. Какие мысли и чувства угадываются в безмолвном общении Раскольникова и Сони?
Ответ: В безмолвном общении Раскольникова и Сони угадываются чувства отчаяния, муки совести, страх перед наказанием, но в то же время надежда на спасение через искупление. Соня смотрит на него с ужасом и состраданием, понимая, что он сломлен.
5. Какую роль в приведённом фрагменте «Преступления и наказания» играют художественные детали?
Ответ: Художественные детали (бледность Раскольникова, его шатающаяся походка, лай собаки, крик женщины) усиливают ощущение болезненного состояния героя, его нравственного и физического надлома, создают атмосферу хаоса и безумия.
6. Опираясь на приведённый фрагмент произведения, сопоставьте эпизод явки с повинной Раскольникова и сцену признания Катерины в V действии пьесы А.Н. Островского «Гроза». В чём различие внутреннего состояния и поведения персонажей?
Ответ: В отличие от Катерины, которая признаётся в измене публично, под влиянием душевного порыва и религиозного страха, Раскольников делает это почти механически, в состоянии крайнего нервного истощения. Катерина переживает глубокий внутренний конфликт, её признание – это попытка очиститься, тогда как Раскольников ещё не осознаёт до конца тяжести своего преступления.
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
Седины пасмурного дня
Плывут, всклокоченные, мимо,
И грусть вечерняя меня
Волнует непреодолимо.
Над куполом церковных глав
Тень от зари упала ниже.
О други игрищ и забав,
Уж я вас больше не увижу!
В забвенье канули года,
Вослед и вы ушли куда-то.
И лишь по-прежнему вода
Шумит за мельницей крылатой.
И часто я в вечерней мгле,
Под звон надломленной осоки,
Молюсь дымящейся земле
О невозвратных и далёких.
(С.А. Есенин, 1916)
7. Как называется герой, выступающий в стихотворении от первого лица («Я снова здесь…»)?
Ответ: Лирический герой
8. Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных
средств, использованных в тексте стихотворения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) парцелляция
2) инверсия +
3) эпитет +
4) ирония
5) метафора +
6) неологизм
7) гротеск
9. Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два литературных термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов. В стихотворении С.А. Есенина, написанном ___ (стихотворным метром), использована перекрёстная ___.
Ответ: хореем рифма
10. Что сближает стихотворение С.А. Есенина с классическим жанром элегии?
Ответ: Стихотворение близко к элегии благодаря мотивам грусти, воспоминаний о прошлом, размышлений о быстротечности времени и утраченной юности.
11. Как в стихотворении С.А. Есенина раскрываются жизненные ценности героя?
Ответ: Герой ценит родные места, память о детстве, природу, но осознаёт невозвратность прошлого, что вызывает у него печаль.
12. Проблема нравственной деградации общества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
Ответ: В «Ревизоре» Гоголь изображает чиновников уездного города как воплощение нравственного разложения: взяточничество, лицемерие, глупость. Хлестаков, пустой человек, становится «ревизором» только из-за страха чиновников перед разоблачением. Комедия показывает, как пороки системы развращают людей.
13. Единство человека и природы в поэзии А. А. Фета. (На примере не менее трёх стихотворений)
Ответ: В стихотворениях Фета («Шёпот, робкое дыханье…», «Я пришёл к тебе с приветом…», «На заре ты её не буди…») природа и человек сливаются в едином переживании. Лирический герой ощущает гармонию с миром, где каждое явление природы отражает его чувства.
14. И.А. Бунин плакал, дописывая финал «Господина из Сан-Франциско». Что, по Вашему мнению, могло вызвать слёзы
у автора?
Ответ: Бунин мог плакать от осознания тщетности жизни «господина», который копил богатство, но умер внезапно, так и не успев насладиться жизнью. Автор скорбит о человеческой гордыне и бренности существования.
15. Герой-идеолог в отечественной литературе. (На примере произведения одного из писателей: А.С. Грибоедова, И.С. Тургенева, А.П. Чехова)
Ответ: В «Отцах и детях» Тургенева Евгений Базаров – герой-идеолог, нигилист, отрицающий традиции. Однако его теория терпит крах перед лицом любви и смерти, что показывает ограниченность радикальных идей.
16. На какие сцены, по Вашему мнению, следует обратить особое внимание при написании сценария для экранизации романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? (С опорой на текст произведения)
Ответ: В экранизации «Героя нашего времени» важно выделить:
1. сцену дуэли Печорина с Грушницким (конфликт гордыни и чести),
2. встречу с Максимом Максимычем (холодность Печорина),
3. историю Бэлы (его неспособность к любви),
4. «Княжну Мери» (игра чувствами).
Эти эпизоды раскрывают противоречивость героя.