1 Ответ
1. Как называется острое столкновение героев, характеров, жизненных принципов, положенное в основу
действия литературного произведения?
Ответ: конфликт
2. Каким термином обозначается основная мысль произведения?
Ответ: идея
Прочитайте фрагмент из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и выполните задания 3-4.
Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал колокольчик Пугачёва и толпою бежал за нами. Швабрин встретил самозванца на крыльце. Он был одет казаком и отрастил себе бороду. Изменник помог Пугачёву вылезть из кибитки, в подлых выражениях изъявляя свою радость и усердие. Увидя меня, он смутился; но вскоре оправился, протянул мне руку, говоря: «И ты наш? Давно бы так!» Я отворотился от него и ничего не отвечал. Сердце моё заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате, где на стене висел ещё диплом покойного коменданта, как печальная эпитафия прошедшему времени. Пугачёв сел на том диване, на котором, бывало, дремал Иван Кузмич, усыплённый ворчанием своей супруги. Швабрин сам поднёс ему водки. Пугачёв выпил рюмку и сказал ему, указав на меня: «Попотчуй и его благородие». Швабрин подошёл ко мне с своим подносом; но я вторично от него отворотился. Он казался сам не свой. При обыкновенной своей сметливости он, конечно, догадался, что Пугачёв был им недоволен. Он трусил перед ним, а на меня поглядывал с недоверчивостью. Пугачёв осведомился о состоянии крепости, о слухах про неприятельские войска и тому подобном и вдруг спросил его неожиданно: — Скажи, братец, какую девушку держишь ты у себя под караулом? Покажи-ка мне её. Швабрин побледнел как мёртвый. — Государь, — сказал он дрожащим голосом … — Государь, она не под караулом … она больна … она в светлице лежит. — Веди ж меня к ней, — сказал самозванец, вставая с места. Отговориться было невозможно. Швабрин повёл Пугачёва в светлицу Марьи Ивановны. Я за ними последовал. (А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»)
3. Опираясь на текст, выберите из предложенного списка слово, которое означает «памятная надпись,
отклик на известие о чьей-то смерти».
памятка
диплом
эпитафия +
караул
4. Установите соответствие между выделенными примерами из текста и названиями средств художественной выразительности:
ПРИМЕРЫ:
« … на стене висел ещё диплом покойного коменданта, как печальная эпитафия прошедшему времени».— сравнение
«Сердце моё заныло … » — метафора
«Государь, — сказал он дрожащим голосом .. » — эпитет
5. Установите соответствие между персонажами романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и их поступками.
К каждому персонажу переместите с помощью компьютерной мыши их поступки.
ПЕРСОНАЖИ:
Емельян Пугачёв — 2
Василиса Егоровна — 4
Пётр Гринёв — 3
ПОСТУПКИ:
1. Отказывается от брака по расчёту, хотя понимает, что, может быть, шансов устроить личную жизнь и не будет.
2. Благодарит за подарок — заячий тулуп, пожалованный на постоялом дворе
3. Лишая себя последней возможности оправдаться, молчит на допросе, чтобы не скомпрометировать доброе имя дорогого человека
4. Отказывается уезжать из Белогорской крепости и принимает страшную смерть, разделив участь дорогого человека
6. Установите соответствие между персонажами романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и их репликами.
ПЕРСОНАЖИ:
Андрей Петрович Гринёв — 2
Пётр Гринёв — 1
Емельян Пугачёв — 4
РЕПЛИКИ:
1. «Этому не бывать! ты меня любишь; я готов на все. Пойдём, кинемся в ноги к твоим родителям; они люди
простые, не жестокосердые гордецы».
2. «Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон».
3. «Вы ещё в опасности: рана может открыться. Поберегите себя хоть для меня»
4. «Что, ваше благородие? Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? Я чаю, небо с овчинку показалось … »
7. Укажите верное утверждение, соответствующее содержанию романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
В романе раскрывается тема дворянской чести и верности долгу. +
Миронов — важный капитан и защитник крепости, который игнорирует замечания Василисы Егоровны.
Савельич рад отдать заячий тулуп Пугачёву и благодарит его от всего сердца за оказанную услугу.
Батюшка Андрей Петрович Гринёв сразу дает сыну родительское благословение на брак с Машей Мироновой.
Прочитайте стихотворение К.М. Симонова «Жди меня и я вернусь» и выполните задания:
Жди меня и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придёт,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждёт.
8. Установите соответствие между выделенными примерами из текста и названиями средств художественной выразительности:
ПРИМЕРЫ:
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,- анафора
Жёлтые дожди, <… > горькое вино — эпитет
Всем смертям назло. — фразеологизм
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ:
анафора
антитеза
фразеологизм
эпитет
9. Заполните пропуски в следующем предложении. Впишите соответствующие термины. Стихотворение К.М. Симонова написано ХОРЕЕМ (укажите размер без указания количества стоп) и имеет ПЕРЕКРЁСТНУЮ рифмовку.
10. Укажите верное утверждение, характеризующее стихотворение К.М. Симонова.
Стихотворение посвящено военному товарищу К.М. Симонова.
Повтор глагола «жди» раскрывает ключевую тему стихотворения. +
Лирический сюжет завершается пейзажем природы в третьей строфе.
Лирический герой находится в унынии и не надеется на возвращение домой.
11. В каких из перечисленных произведений раскрывается тема любви?
А.С. Пушкин «Анчар»
М.Ю. Лермонтов «Парус»
Ф.И. Тютчев «С поляны коршун поднялся»
М.Ю. Лермонтов «Из-под таинственной, холодной полумаски … » +
М.Ю. Лермонтов «Нищий» +