1 Ответ
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.
(1)Понятие погоды уже давно стало в нашем сознании синонимом чего-то ненадёжного, неустойчивого, зыбкого. (2)То же самое можно, в принципе, отнести и к земному климату, хотя люди только недавно осознали его неустойчивость и стали задумываться над тем, что же всё-таки обеспечивает и относительную стабильность климату, и благоприятную для всего живого температуру на Земле. (З)Некоторые из условий стабильности климата хорошо известны современной науке: постоянство солнечного излучения, мощная океаническая и воздушная прослойка, служащая аккумулятором тепла на планете, перемешивание воздушных масс в нижних слоях атмосферы. (4)Но для объяснения отмеченной выше температурно-климатической устойчивости этих чисто физических факторов, кажется, недостаточно. (5)Учёные начинают предполагать, что важнейшим гарантом жизни на Земле является совокупность видов живых организмов, сложившаяся исторически, то есть биота: она, по их мнению, препятствует деградации окружающей среды до непригодного для жизни состояния.
Задание 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) понятие стало (предложение 1)
2) люди осознали (предложение 2)
3) некоторые из условий известны (предложение 3)
4) факторов недостаточно (предложение 4)
5) учёные начинают предполагать (предложение 5)
Ответ: 24
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста.
Запишите номера ответов.
1) Сказуемое предложения 1 простое глагольные.
2) Предложение 2 содержит 3 (три) грамматические основы.
3) Предложение 3 простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом.
4) Предложение 4 сложное с бессоюзной связью между частями.
5) Предложение 5 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Ответ: 23
Задание 4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения обозначает причину, то между частями предложения ставится двоеточие.
Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.
В) Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Нам приходилось ночевать в живописнейших местах: в альпийских лугах вблизи высоких ледников горного Кавказа, на берегах горных рек, а как-то раз мы забрались в покинутый пастушеский шалаш, сделанный из лёгких деревянных палочек.
2) Мне хотелось петь и плясать, как плясали в воде у носа корабля резвые дельфины: ещё никогда не охватывало меня с такою силою счастье свободного бытия.
3) Шалаш разлетелся, как лёгкий карточный домик, и мы оказались под открытым звёздным небом.
4) Галина, делая огромное над собой усилие, решила продолжать привычные домашние хлопоты: утром чай, ребятишки идут в школу, потом надо сготовить обед, потом уборка, ужин.
5) А в деревне поговаривали, будто и не было никакого проверяющего, а просто из города прислали журналиста.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А2 Б4 В3
Задание 5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять кавычки. (1) Синяя птица (2) – пьеса бельгийского драматурга и поэта Мориса Метерлинка, которая стала очень популярна после постановки на сцене Художественного театра в (3) Москве (4). Станиславский определил задачи будущей постановки так: (5) Она должна быть наивна, проста, легка, жизнерадостна, весела и призрачна, как детский сон (6). И вот уже более ста лет на подмостках (7) Московского Художественного театра произносится волшебная фраза: (8) Если человек найдёт Синюю птицу, он будет всё знать, всё видеть (9).
Ответ: 125689
Задание 6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.
1) СТЯНУТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный, пишется буква С.
2) ГРУСТНЫЙ (человек) – написание непроизносимой согласной в корне проверяется подбором однокоренного слова «грусть», в котором согласный звучит отчётливо.
3) ФАРШИРОВАННЫЙ (перец) – написание НН в слове определяется наличием суффикса -ОВА-.
4) ПОГЛОЩАТЬ – в корне слова пишется непроверяемая гласная.
5) НЕХОРОШАЯ (квартира) – НЕ пишется слитно с именем прилагательным, которое не употребляется без НЕ.
Ответ: 23
Задание 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
Д(1)ревня была где-то за лесом. Если идти в неё по большой дорог.(2), нужно отмахать н.(3) один десяток километров. Лес шумит, успока.(4)вает. Тропинка, п.(5)тляя среди деревьев, поднимается на пр.(6)горки, спускается в ложбинки, заб.(7)раясь в чащобу осинника, выбегает на зарастающ.(8)е ельником поляны, и кажется, что она так и не выведет тебя никуда.
(По Л. Фролову)
Ответ: 4678
Задание 8. Раскройте скобки и запишите слово «туфли» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Пара новых лакированных (туфли) аккуратно лежала в красивом подарочном пакете.
Ответ: Пара новых лакированных туфель аккуратно лежала в красивом подарочном пакете.
Задание 9. Замените словосочетание «отозваться с пренебрежением», построенное на основе управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: пренебрежительно отозваться
Прочтите текст и выполните задания 10-13.
(1)Саша вышел во двор и огляделся… (2)Двор был пуст, только у гаража, который стоял в глубине, ворота были открыты настежь. (3)Ну, машины – это была его страсть. (4)Он знал все марки советских автомобилей. (5)Саша несмело подошёл к гаражу, аккуратно заглянул в приоткрытые ворота и остановился на пороге. (б)Дальше идти без разрешения он боялся. (7)Шофёр, совсем молодой на вид парень, возился в моторе «Волги». (8)Он поднял голову и улыбнулся. – (9)3дравствуйте, дядя, – робко сказал Саша. – (По В.К. Железникову) — сокращенно
Задание 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Саша очень любил машины, но никак не мог выучить марки автомобилей.
2) В гараже было полутемно, и Саша боялся в нем находиться.
3) Саша считал шофёра своим лучшим другом.
4) Шофёр часто громко ругался на окружающих и не задумывался, что это может их обидеть.
5) Бабушка отругала Сашу за то, что он спорит со старшими.
Ответ: 34
Задание 11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Саша покраснел, потом побелел и вдруг бросился со всех ног за машиной.
2) Может быть, он готов был сквозь землю провалиться, так ему было стыдно.
3) До сих пор он часто так гремел басом на людей и никогда не задумывался, что обижает их.
4) А бабушка хотела сначала отругать Сашу за то, что он суёт нос не в своё дело, но потом передумала.
5) Пели одни глаза, пели тысячи мелких морщинок около глаз, пели губы.
Ответ: 24
Задание 12. В предложениях 5-9 найдите синонимы (синонимическую пару). Выпишите эти синонимы.
Ответ: робко – несмело (предложения 5 и 9)