Подготовка к ЕГЭ 2025. Русский язык: Сочинение по Л. И. Лиходееву «Семейный календарь, или жизнь от конца до начала»
вытесненная телом жидкость. (4)Архимед удивился. (5)Когда он удивился – он задумался. (6)А когда он задумался – он открыл великую тайну природы. (11)Скажем, сидел себе Ньютон в саду. (12)Смотрит – упало яблоко. (13)Ну, упало и упало. (14)Подыми и съешь. (15)Никого не удивляло это никогда.
(16)А Ньютон удивился: «Почему это оно упало?» (17)Удивился, задумался и открыл закон всемирного тяготения. всё это гораздо сложнее. (24)Они не умели бы выращивать хлеб, летать в космос. (25)И, кроме того, они не умели бы создавать музыку, сочинять стихи, рисовать картины.) текст сокращен
Задание:
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте «Почему так важно для нас уметь удивляться?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не учитываются примеры-аргументы, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.)
1 Ответ
Сочинение-рассуждение:
Проблема, поставленная в тексте Леонида Лиходеева, заключается в важности умения удивляться. Автор утверждает, что именно способность удивляться миру, задавать вопросы и искать ответы на них лежит в основе всех великих открытий, творчества и счастья человека. Эта проблема актуальна во все времена, так как именно любопытство и удивление двигают человечество вперёд, помогая познавать мир и создавать новое.
Позиция автора раскрывается через ряд примеров и рассуждений. Лиходеев приводит историю Архимеда, который, удивившись изменению своего веса в воде, открыл знаменитый закон гидростатики (предложения 1–6). Этот пример показывает, что даже обыденные явления могут стать источником великих открытий, если человек способен удивляться и задумываться. Другой пример – история Ньютона, который, удивившись падению яблока, открыл закон всемирного тяготения (предложения 11–17). Эти примеры иллюстрируют, что удивление – это первый шаг к познанию мира. Автор подчёркивает, что без умения удивляться люди не смогли бы создавать музыку, писать стихи, рисовать картины или летать в космос (предложения 24–25).
Смысловая связь между примерами заключается в том, что оба они показывают, как обычные, на первый взгляд, явления могут стать источником великих открытий, если человек способен удивляться и задавать вопросы. Архимед и Ньютон не просто наблюдали за миром, они задумывались над тем, что видели, и это привело их к важным научным открытиям.
Я полностью согласен с позицией автора. Умение удивляться действительно является важным качеством, которое помогает человеку развиваться, творить и находить смысл в жизни. Например, великий учёный Альберт Эйнштейн говорил, что именно чувство удивления перед загадками Вселенной вдохновляло его на научные исследования. Его теория относительности, изменившая представления о времени и пространстве, стала возможной благодаря его способности удивляться и задавать вопросы.