1 Ответ
Задание 1. Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите это местоимение.
Ответ: все
Задание 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ВСТРЕТИТЬСЯ. Увидеться, сойтись с кем-либо, друг с другом, двигаясь с разных сторон. Встретились впервые десять лет назад. Глаза, руки встретились.
2) КАЧЕСТВЕННЫЙ. (разг.) Обладающий хорошим, высоким качеством. Качественные ткани. Качественные товары.
3) ПОЗИЦИЯ. Точка зрения, принцип, положенные в основу поведения, действий кого-, чего-либо. Отстаивать свою позицию. Изложить свою позицию.
4) ГОТОВЫЙ. Заранее обдуманный, сложившийся (о мыслях, фразах). Изложить готовый план действий. Готовые понятия.
5) ЕДИНИЦА. Лишь некоторые, очень немногие лица или предметы. Танцевать, как Нижинский, способны лишь единицы. Лишь единицы способны на самопожертвование.
Ответ: 345
Задание 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста.
Запишите номера ответов.
1) Структура и содержание текста, в котором опровергается распространённая точка зрения, соответствуют жанру рецензии.
2) Текст характеризуется типичной для научной речи точностью формулировок, цель автора – с помощью системы научной аргументации указать специалистам на уязвимость одной из точек зрения на фразеологизмы.
3) Для языка текста характерно употребление возвышенной лексики (зиждется, чаша терпения и др.), а также использование разговорных слов и выражений (зачислять, потенциальный, коммуникативный).
4) Наряду с терминами (фразеологизм, цельнооформленность, аксиома) в тексте используются общеупотребительные слова (память, считают, разговор).
5) Выразительность текста обеспечивается в том числе использованием слов и сочетаний, характерных для антитезы (однако, основание, между тем, в некоторой степени).
Ответ: 24
Задание 4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) бАнты
2) ободрИться
3) соврАла
4) засЕлена
5) прозорлИвый
Ответ: 125
Задание 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В суровой грандиозности зимнего ландшафта царит ГАРМОНИЧНОЕ единство людей и природы, частного и всеобщего.
СЦЕНИЧЕСКАЯ карьера Ольги Книппер-Чеховой началась в только что созданном Московском Художественном театре.
Андрей Евпланов, автор лирических рассказов и повестей, показал себя с неожиданной стороны: написал ИРОНИЧЕСКИЙ детектив!
Митя был одарён АРТИСТИЧЕСКИМИ талантами: танцевал, прекрасно пел, играл на фортепиано и проникновенно декламировал стихи.
ЗРИТЕЛЬСКАЯ память у отца была хорошая, и он нашёл в хаосе переходов выход к привокзальной площади, откуда отправлялись рейсовые автобусы.
Ответ: зрительная
Задание 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Учёный-палеонтолог Ли Бергер, исследуя пещеры в ЮАР, не смог проникнуть в оказавшуюся слишком узкой щель и вынужден был обратиться за помощью к добровольным волонтёрам: он выбрал шесть человек низкого роста, которые смогли пролезть в пещеру и добыть нужные образцы, оказавшиеся костями нового вида австралопитека.
Ответ: добровольным
Задание 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
более ИНТЕРЕСЕН
много ВАФЕЛЬ
СЕМЬСОТЫЙ километр
нет ПОЛОТЕНЕЦ
ПРОМОКНУЛ салфеткой
Ответ: семисотый
Задание 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.
А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Б) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
В) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) нарушение в построении предложения с однородными членами
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) В представлении Лескова печать высокой трагедии лежит не только на самой личности Герцена, но и на его судьбе.
2) Ещё недавно Венеция оплакивала своих героев, погибших в битве при Лепанто, и празднует общую победу над турками, а спустя совсем немного времени погрузится в траур из-за эпидемии чумы, унёсшей жизни 46 000 жителей, в том числе и великого Тициана.
3) По поручению епископов Людовикус должен был разузнать, действительно ли в день, посвящённый памяти мученика, море отступает от острова, на котором стоит гробница святого, чтобы паломники могли пройти к ней посуху.
4) В ту пору я был гимназистом, посещал спортивную площадку и подобно множества моих сверстников сочинял стишки и даже печатал их в местных газетах – разумеется, бесплатно.
5) Именно на первое десятилетие толстовского творчества приходится становление знаменитой «диалектики души», которая не столько обращала взоры Толстого вовне, как побуждала к познанию себя, самонаблюдению и самоанализу.
6) Запомнилось буфетчику, что первой попалась ему на глаза старенькая нянька, которая хотела взять у него шляпу, но так как шляпы у него не оказалось, то нянька, жуя пустым ртом, куда-то ушла.
7) Ещё ничего не зная, ничего пока не понимая, у Надежды Степановны почти беспричинно появилось тревожное чувство, что время утекает сквозь пальцы.
8) Условия всякой драмы заключаются в том, чтобы действующие лица вследствие раскрывающим их характеры поступков были поставлены в такое положение, при котором боролись бы с окружающим миром и в этой борьбе проявляли бы присущие им качества.
9) Птицелов сидел возле аквариумов на кровати, поджав ноги, и читал ученикам свои и чужие стихи, временами кашляя и дыша дымом селитряного порошка.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А7 Б4 В2 Г8 Д5
Задание 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) г..потетический, пал..садник, см..ренно (ждать)
2) утр..мбовать (землю), восп..лительный, ур..вняли (в правах)
3) дисц..плинарный, дефиц..т, авиац..онно-космический
4) к..мпания (сверстников), зак..лённый, подр..стковый
5) просл..вление (подвига), неприк..саемый, выск..чить
Ответ: 123
Задание 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пере..дать (зачёт), ра..ширение, обе..цветиться
2) (камень) пр..ткновения, пр..возмочь (боль), пр..вольная (жизнь)
3) пред..юбилейный, под..язычный, из..ян
4) небез..нтересный, пред..нфарктный, вз..скать (налог)
5) опр..кинуть, первопр..ходец, пр..языковая (концепция)
Ответ: 134
Задание 11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) крол..чий (мех), ветроустойч..вый
2) букаш..чка, пальт..цо
3) горл..вина, занов..
4) сплоч..нность, автотренаж..р
5) цариц..н (указ), музиц..ровать
Ответ: 1234
Задание 12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (он) выраст..т (добрым), (мы) дежур..м
2) немысл..мый, выстрел..вший
3) (нами) движ..т (милосердие), опротив..вший
4) (переоденьтесь, когда) высохн..те, выйд..те (вон!)
5) (собака) чу..т (дичь), воспева..мый
Ответ: 235
Задание 13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) (НЕ)МЕДЛЯ ни минуты, я отправился во двор, выбрал тяжёлую палку и начал поддевать ею щепки, комки земли, чурбаки.
2) В пещере достаточно светло потому, что она (НЕ)ЦЕЛИКОМ подземная, а с выходами на поверхность.
3) (НЕ)ВЗИРАЯ на известные послабления в связи с Манифестом о свободе слова и печати, гонения цензуры не прекращались.
4) Соловьёву нравился (НЕ)ПЕРЕДАВАЕМЫЙ библиотечный запах: он соединял в себе ароматы книг, дубовых стеллажей и вытертых ковровых дорожек.
5) Для меня, человека беззаботного, ищущего оправдания для своей постоянной праздности, эти летние праздничные утра в наших усадьбах всегда были (НЕ)ОБЫКНОВЕННО привлекательны.
Ответ: 345
Задание 14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Увидел он ТО(ЖЕ) самое, что видел до полудня: равнины, холмы, небо, лиловую даль; только холмы стояли (ПО)БЛИЖЕ.
2) Совсем молодые и очень старые, они смотрели в объектив кинокамеры, БУД(ТО) бы зная, что их прощальные взгляды останутся запечатлёнными (НА)ВЕК.
3) Чтобы получить изображение предмета с помощью тонкой собирающей линзы, мальчик, (В)СПЕШКЕ устанавливая линзу вертикально в картонном зажиме, (НА)ПОЛОВИНУ закрыл её картоном.
4) Ах, как я завидую тем моим братьям-фронтовикам, которые так жадно вглядываются в военное прошлое, и там мерцает (ИЗ)ДАЛЕКА им тихой, (ПОЛУ)ПОГАСШЕЙ звёздочкой то, чего нет дороже, то, что зовётся совершенно справедливо наградой судьбы.
5) (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких часов Кочетов рассказывал поразительные подробности последних месяцев существования императорского двора, (ЗА)ТЕМ показал двенадцать томов протоколов следствия по делу членов Временного правительства.
Ответ: 24
Задание 15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.
Чем дальше от Бухары скитался Ходжа Насреддин в заплата(1)ом халате, засале(2)ой тюбетейке и рва(3)ых сапогах, тем сильнее он любил Бухару и тосковал по ней. В своем изгна(4)ии он всё время помнил узкие улички, где арба, проезжая, боронит по обе стороны глиня(5)ые заборы: он помнил высокие минареты с узорными изразцовыми шапками, на которых утром и вечером горит огне(6)ый блеск зари, свяще(7)ые карагачи1 с огромными гнёздами аистов; когда в Багдаде или в Дамаске он встречал соотечестве(8)ика и узнавал его по узору на тюбетейке и по особому покрою стёга(9)ого халата, сердце Ходжи Насреддина замирало и дыхание стеснялось.
Ответ: 3459
Задание 16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
Запишите номера этих предложений.
1) Пленников возили за войском на большом сером верблюде в четырёх связанных попарно корзинах.
2) Кобыла не то задумалась не то залюбовалась тихой поверхностью пруда.
3) Над лугом к вечеру усиливались влажные запахи и особенно сочно и сытно благоухало сено.
4) Вместе с брызгами что-то промелькнуло едва заметной золотой искоркой в косом солнечном луче.
5) Вопросы войны и мира с исключительной остротой и силой ставились
Л. Н. Толстым и в художественных произведениях и в публицистических статьях и трактатах.
Ответ: 13
Задание 17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Молодёжь освоилась за неделю: ребята вливались в общую работу команды (1) уже по-деловому озирая (2) никогда прежде не виданные (3) океанские просторы (4) и (5) несмотря на жестокую качку (6) одним махом спускались и подымались (7) по судовым лестницам (8) дрожавшим и гудевшим (9) от их быстрых ног.
Ответ: 14568
Задание 18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Кто из пишущих не жаждет увидеть себя напечатанным… Притом, что «напечатанное» (1) отнюдь (2) не значит «прочитанное». Однако (3) желание публиковаться может быть столь же велико, как и нежелание публиковаться. Быть может (4) время первых шагов, неуклюжих проб было счастливой
порой моей литературной биографии. Ей-богу (5) я не был тщеславен и не искал аплодисментов.
(По Б. Хазанову)
Ответ: 3456
Задание 19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Если вы любите природу (1) и (2) если не будет вам в тягость прогулка по лесу (3) вставайте пораньше июльским утром (4) чтобы успеть разглядеть то особое сияние (5) что распространяется по небу (6) когда на земле золотом горит рассвет.
Ответ: 345678
Задание 20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Неизвестно (1) сможет ли наш герой достигнуть в жизни (2) чего желает (3) однако (4) если и получится у него что-либо (5) то не только читатель об этом не узнает (6) но и автор этой книги останется в неведении.
Ответ: 13467
Задание 21. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Уже пошёл декабрь, но долгая поздняя осень, словно грязная злая старуха, бродила по хуторам. (2)Низкие набухшие тучи, морося, ползли и ползли, а то и висели над хутором, цепляясь сизым провисшим брюхом за маковки старых груш. (3)По лету хутор тонул в садах. (4)Теперь же через
голые ветви всё насквозь было видать: от далекого Заольховского кута, который упирался в лесистое займище, до самого озера. (5)Весь хутор словно на ладони: серые нахохленные дома, сараи, базы, высокие сенники,просторные огороды. (6)И тихо на хуторе: не видно ни людей, ни машин.
(7)Одно дело – зябкая слякотная осень; другое – работы нет. (8)Катерина смотрела в окно: всё было серо вокруг. (9)Поля казались похожими на небритые щёки старика с пепельной, редко торчащей щетиной. (По Б. П. Екимову)
Ответ: 149
Задание 22. Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Что вижу я? Латинские стихи!
Стократ священ союз меча и лиры,
Единый лавр их дружно обвивает.
(А. С. Пушкин)
Б) Сначала к делу стала присматриваться власть прокурорская, затем его взяла
в руки власть судебная…
(А. Ф. Кони)
В) Да, на бароновых похоронах
Прольётся больше денег, нежель слёз.
Пошли вам Бог скорей наследство.
(А. С. Пушкин)
Г) На прощанье Анна Михайловна подарила мне платок. Вышитый, наверное, ещё
в её девичестве.
(В. Н. Крупин)
Д) Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъярённом океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении Чумы.
(А. С. Пушкин)
1) многосоюзие
2) риторическое восклицание
3) градация
4) парцелляция
5) олицетворение
6) сравнение
7) эпифора
8) метонимия
9) гипербола
Ответ: А9 Б8 В6 Г4 Д1
Прочитайте текст и выполните задания 23–27.
Задание 23. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите
номера ответов.
1) Мы часто даём ошибочную оценку своей душевной и духовной стойкости: рассчитывая собственные силы, мы переоцениваем их.
2) По мнению автора, русский народ смог пройти все исторические испытания благодаря важной черте национального характера – терпению.
3) Автор считает, что современники утратили такую важную черту национального характера, как терпение, и вернуть её вряд ли представляется возможным.
4) Способность переносить лишения и испытания позволяет нам уже с детства спокойно относиться к ударам судьбы и к её несправедливости.
5) Человек должен учиться побеждать свои разрушительные природные инстинкты, которые наносят вред личности.
Ответ: 134
Задание 24. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 1 перечислены последовательные действия.
2) В предложениях 5–7 представлено рассуждение.
3) Предложения 16 и 17 противопоставлены по содержанию.
4) В предложениях 27, 28 представлено повествование.
5) Предложение 42 указывает на причину того, о чём говорится в предложениях 41.
Ответ: 123
Задание 25. Из предложений 11, 12 выпишите один фразеологизм.
Ответ: не опускать руки
Задание 26. Среди предложений 1–5 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора, контекстных синонимов и однокоренных слов. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ: 3