Диагностическая работа No 4. Речь. Текст. Лексика и фразеология (позиции 22–26) Речь. Текст. Лексика и фразеология (позиции 22–26)
1 Ответ
1. Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
А) Над домами, домами, домами
голубые висят облака –
вот они и останутся с нами
на века, на века, на века. (Борис Рыжий)
Б) Обещали ждать гурьбой на причале, где прибой. Люкс каюта, курс – Нью-Йорк. Стильно, круто, восторг.
(Михаил Щербаков)
В) Эй, механик, полный ход. Мнёт «Титаник» волны вод.
(Михаил Щербаков)
Г) В одних домах – рассветный хлад, В других – закатный чад. (Михаил Щербаков)
Д) Теперь на пристани толпа и гомонит, и рукоплещет:
Из дальних стран пришёл корабль, его весь город ожидал. (Михаил Щербаков)
1) парцелляция
2) лексический повтор
3) эпифора
4) синтаксический
параллелизм
5) ассонанс
6) сравнение
7) литота
8) метонимия
9) градация
Ответ: А2 Б9 В5 Г4 Д8
2. Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
А) Пусть опустеют небеса.
Пусть станут чёрными леса.
Пусть перед сном предельно страшно
мне будет закрывать глаза. (Борис Рыжий)
Б) Это было над Камой крылатою,
сине-чёрною, именно там,
где беззубую песню бесплатную
пушкинистам кричал Мандельштам. (Борис Рыжий)
В) А у нас метель метёт, не иначе как, и ползёт весь народ на карачках. А ты хочешь убежать от метели,
да как же это понимать, в самом деле? (Михаил Щербаков)
Г) Свежий ветер избранных пьянил,
С ног сбивал, из мёртвых воскрешал,
Потому что если не любил,
Значит, и не жил, и не дышал! (Владимир Высоцкий)
Д) Когда вода всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На сушу тихо выбралась любовь. (Владимир Высоцкий)
1) парцелляция
2) эпифора
3) эпитет
4) анафора
5) гипербола
6) сравнение
7) риторический вопрос
8) метафора
9) риторическое обращение
Ответ: А4 Б3 В7 5Г Д8
Прочитайте текст и выполните задания 3–6.
(1)Мать маленького Александра Пушкина была где-то далеко, в поместье чёрного деда, о котором родители не говорили. (2)Саша привык к любопытству мальчишек и прохожих: лицо его было смуглое, волосы
светлые и вились. (3)Ему говорили, что дед умер; теперь он умер вторично. (4)Судьба этого тёмного деда чрезвычайно его занимала. (5)Теперь у них было поместье, о котором отец сказал, что там прекрасное озеро. (6)Мать уехала, расцеловав маленьких в щёки, а его – в голову. (7)И теперь он был на
свободе. (сокращенно)
3. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Родители ребёнка были в тёплых, доверительных отношениях друг с другом.
2) Герой текста страдал от насмешек окружающих над его внешностью.
3) Книги, которые брал герой в кабинете отца, располагались не только на полках, но и на окнах.
4) По сословной принадлежности мальчик – дворянин.
5) Маленький Александр очень скучал без родителей.
Ответ: 125
4. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 2 содержит элементы описания.
2) Предложение 7 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 6.
3) Предложения 33 и 34 противопоставлены по содержанию.
4) Предложения 37, 38 содержат рассуждение.
5) В предложениях 44–45 перечислены последовательные действия.
Ответ: 12
5. Из предложений 40–45 выпишите один фразеологизм.
Ответ: сходили с рук
6. Среди предложений 8–16 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью лексического повтора и притяжательного местоимения. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ: 10
Прочитайте текст и выполните задания 7–10.
(1)В деле прогресса человечества мы редко замечаем влияние наследственности. (2)Все эти фарадеи, эдиссоны, форды, граммы, колумбы, ватты, стефенсоны, ньютоны, лапласы, франклины и прочие вышли из
народа и не имели талантливых предков. (3)Никаких следов наследственности мы тут не видим. (4)Ясно, что гений более создаётся условиями, чем передаётся от родителей или других предков. (5)Таланты у предков, может быть, и были, но, очевидно, на весь мир не проявлялись: они выражались мелочно. (сокращенно)
7. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Уже в детстве рассказчик и его братья отличались самостоятельностью – многое делали сами.
2) Автор признаётся в том, что боялся отца, потому что тот был человеком язвительным, грубым, мрачным и жестоким.
3) Мать рассказчика была женщиной талантливой, имела склонность к изобретательству.
4) Братья и сёстры Циолковского оказались не столь талантливыми и одарёнными, как Циолковский, поскольку, в отличие от рассказчика, не испытывали тех трудностей, которые довелось испытать ему.
5) Циолковский страдал из-за глухоты и считал, что этот недуг помешал ему добиться большего в жизни.
Ответ: 14
8. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 4, 5 представлено рассуждение.
2) В предложениях 13–20 представлено описание.
3) Предложение 24 противопоставлено по содержанию предложению 23.
4) Предложения 34, 35 раскрывают, поясняют содержание предложения 32.
5) В предложениях 50, 51 представлено повествование.
Ответ: 124
9. Из предложений 34–37 выпишите антонимы (антонимическую пару).
Ответ: зимой, летом
10. Среди предложений 44–53 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи противительного союза, частицы и притяжательного местоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ: 51
Прочитайте текст и выполните задания 11–14.
(1)К Оле все в клинике привязались. (2)Бывало, зайду в палату:
– Здравствуй, Оля!
– (3)Ой, Фёдор Григорьевич, а к нам на окошко птица садится!
– (4)Какая же птица?
– (5)Красивая. (6)Пёрышки чистит. (7)Мы её кормим. (8)Глаза этой девушки смотрели с надеждой. (9)Оля надеялась на нас, была уверена, что после операции к ней наконец вернутся счастливые дни и наступит избавление от невыносимых мук, которые приносила Олиналёгочная болезнь. (10)Операция состоялась 5 июня 1947 года. (11)Операция, подобной которой не встречалось в практике нашей страны. (12)Малейшая ошибка, неосторожное, нерассчитанное движение, оплошность и – непоправимая беда. (13)Я собрал волю в кулак, старался ничем не выдать своего волнения. (14)И мне, и неизменным моим ассистентам – Александру Сергеевичу Чечулину и Ираклию Сергеевичу Мгалоблишвили – необходимо было сейчас как никогда проявить все свои способности и умение. (сокращенно)
11. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) К операции Оли Виноградовой на лёгких врачи готовились очень долго: это была совершенно новая операция, подобных которой на тот момент в нашей стране никто не делал.
2) После операции Оле стало плохо, и врачи больше двух недель не отходили от неё, пока девушке не стало лучше.
3) Удачный исход операции Оли оказался во многом случайностью, однако именно эта операция положила начало развитию лёгочной хирургии в клинике Н. Н. Петрова.
4) Рассказчик, не скрывая эмоций, вспоминает о том, насколько он со своими ассистентами был увлечён работой, поиском правильного решения.
5) Оля, оказавшись в клинике, сразу почувствовала прилив сил, который ей давала надежда на долгожданное излечение, однако по-настоящему счастлива она стала уже после операции, когда организм почти
полностью восстановился.
Ответ: 125
12. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 9 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 8.
2) В предложении 14 представлено описание.
3) В предложениях 20‒22 представлено рассуждение.
4) В предложении 24 представлено описание.
5) В предложениях 33, 34 представлено повествование.
Ответ: 25
13. Из предложений 39–43 выпишите один фразеологизм.
Ответ: на самом деле
14. Среди предложений 28–32 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ: 32