Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
В языке есть два закона ‒ закон аналогии и закон экономии речевых усилий. Что это за законы и как они действуют? Начнём с закона экономии речевых усилий. Не будем отрицать, что мы ленимся и часто не хотим тратить время на произнесение длинных слов или предложений. Именно закон экономии речевых усилий порождает такие слова, как зачётка (вместо зачётная книжка), электричка (вместо электрический поезд), маршрутка (вместо маршрутное такси). Такие сокращённые слова называются универбатами. Закон аналогии подчиняет некоторые факты языка общим закономерностям, которые уже успели устояться. Возьмём, например, злосчастный глагол звонить. Его «злосчастность» ‒ в ударении: в речи мы всё чаще слышим, как ударение ставят на первый слог. Почему так происходит? Это просто ошибка или возможная закономерность, которая каким-то образом отражается в слове на наших глазах? Для того чтобы объяснить это, придётся окунуться в историю языка и вспомнить два других глагола ‒ курить и варить. <…> они помогут нам найти ответ на вопрос. Когда-то в третьем лице единственного числа ударение в этих глаголах отличалось от современной нормы: он курúт и он варúт (именно так сейчас ударение падает на окончание в третьем лице у глагола звонить: он звонúт). Но со временем место ударения в глаголах курить и варить изменилось: оно перешло с окончания слова на корень. И глагол звонить очень хочется подчинить той же аналогии! Говорят, что в будущем глагольная форма звóнит всё-таки сможет закрепиться, однако ничего не бывает однозначным: с точки зрения системного устройства русского языка одинаково законно и звонúт, и звóнит.
(По Е.А. Тупицыной)
1 Ответ
1. Самостоятельно подберите уточняющую частицу, которая должна стоять на месте пропуска в четвёртом (4) абзаце текста. Запишите эту частицу.
Ответ: Именно
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ЗАКОН. Нормативный акт, постановление высшего органа государственной власти, принятый в установленном порядке и имеющий юридическую силу. З. о социальном обеспечении. Кодекс законов о труде.
2) ПОРОЖДАТЬ. кого-что. Вызвать к жизни, послужить причиной появления чего-либо. Красота порождает любовь. Известие породило много толков.
3) УСТОЯТЬСЯ. Сложиться в каком-либо виде, качестве, состоянии. Устоялся быт семьи. Устоялись формы заготовки продукции.
4) ЯЗЫК. Способ словесного выражения, свойственный кому-, чему-либо; индивидуальный стиль, слог. Я. Пушкина. У каждого персонажа свой я.
5) ЕДИНСТВЕННЫЙ. Исключительный, выделяющийся среди других своей неповторимостью. Единственное по своей оригинальности сочинение. Он е., ему нет равных по таланту.
Ответ: 23
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются лингвистические термины (глагольная форма, ударение, третье лицо, единственное число) и общенаучная лексика (закономерность, норма, аналогия).
2) Эпитеты («речевые усилия», «сокращённые слова», «возможная закономерность») придают тексту эмоциональность и образность, передают отношение автора к сообщаемым фактам.
3) Текст содержит синтаксические средства, характерные для официально- делового стиля, среди них разные виды односоставных предложений: определённо-личные (Начнём с закона экономии речевых усилий.), неопределённо-личные (Говорят, что…), безличные (Для того чтобы объяснить это, придётся окунуться в историю языка…), а также вводные слова и вставные конструкции.
4) В тексте используется вопросно-ответная форма изложения, чтобы погрузить читателя в размышления о сути лингвистического явления.
5) В тексте органично переплетаются черты научного стиля и разговорной речи, для того чтобы передать научную информацию широкой аудитории, популяризировать знания о русском языке.
Ответ: 14