Прочитайте текст, ответьте на вопросы и выполните задания.
Стадия раннеродовой общины характеризуется простым присваивающим хозяйством. Но эта стадия не была единообразной, за 25–30 тысяч лет её существования человечество прошло значительный путь развития. В несколько раз расширился ассортимент орудий труда. Развивались трудовые навыки человека. Труд был простой кооперацией, т.е. сотрудничеством, при этом существовавшее уже в праобщине естественное разделение труда по полу и возрасту получило дальнейшее развитие. Мужчина стал преимущественно охотником;
женщина сосредоточилась на собирательстве, домашнем хозяйстве; дети и старики помогали
трудоспособным членам общины. Совокупной добычи общины во всех областях её присваивающей деятельности едва хватало для обеспечения её жизненных потребностей. И тем самым для раннепервобытной общины становились необходимы коллективная собственность и уравнительное, или равнообеспечивающее, распределение.
1. Какие социальные нормы, упоминаемые в тексте, существовали в раннеродовой общине?
Как они становились обычаями? Какие роли выполняли в общине мужчины, женщины, дети, старики?
2. В тексте содержатся характеристики четырёх сфер жизни общества на ранних стадиях его существования. Назовите эти сферы жизни общества. (Укажите их в соответствующей
графе таблицы.) Определите, к каким сферам относятся характеристики из списка, и запишите их номера в соответствующие ячейки таблицы.
Список характеристик:
1) формирование власти вождей
2) мифологизм
3) инициация как социализация
4) социальные нормы
5) народовластие
6) простое присваивающее хозяйство
7) изготовление орудий труда
8) особенности мышления людей
9) разделение труда
10) уравнительное распределение
3. Можно ли утверждать, что обществу на рассматриваемой стадии был присущ общественный прогресс? С опорой на текст и знания по истории и обществознанию обоснуйте свой вывод. (Вывод должен быть сформулирован в виде развёрнутого предложения.)
1 Ответ
Ответ:
1) ответы на вопросы по тексту:
– социальные нормы по тексту: разделение труда, сотрудничество, распределение;
– применение норм из поколения в поколения делало их обычаями;
– мужчина стал преимущественно охотником; женщина сосредоточилась на
собирательстве, домашнем хозяйстве; дети и старики помогали трудоспособным
членам общины.
2) составление таблицы:
Сферы жизни общества Характеристики
Экономическая 6, 7, 9, 10
Социальная 3, 4
Духовная 2, 8
Политическая 1, 5