1 Ответ
7 класс
В течение 35–50 дней первая группа жила в условиях чередования света и темноты, а вторая – в условиях постоянного освещения. И так до полового созревания, после чего была проведена микротомография, позволяющая с высоким разрешением (до 1 мкм) визуализировать и анализировать внутренние структуры. (Результатом томографии становится цифровая модель внешних и внутренних поверхностей, полостей, включений, различных материалов входящих в состав образца, в соответствии с их рентгеновской проницаемостью в каждой точке объёма). Выяснили, что объём клеток нервной системы изменяется у пауков в течение жизни в ходе адаптации к меняющимся условиям среды. Какой из возможных результатов мог лечь в основу вывода о вреде постоянного освещения для пауков?
Объём областей мозга, отвечающих за зрение у всех испытуемых пауков, был сравним с объёмом мозга у пауков из естественной среды.
Объём областей мозга, отвечающих за зрение, был меньше у пауков из второй группы, чем у пауков из первой. +
Объём областей мозга, отвечающих за зрение, был меньше у пауков из первой группы, чем у пауков из второй.
У разных групп пауков, участвовавших в эксперименте, показатели объёма мозга были одинаковы.
2. Учёные провели небольшой эксперимент. Две группы одинаковых ростков сосны поместили в горшки и к одной из них добавили секретный компонент. Через некоторое время учёные измерили прирост, и оказалось, что сосна с добавлением этого компонента стала расти гораздо быстрее. Что могло вызвать ускорение роста сосны?
семена злаков и споры мхов, имитирующие условия естественного обитания сосны
споры фитофторы
грибы-микоризообразователи +
гербициды
3. Биохимики изучали химический состав живой клетки. В результате одного из экспериментов они получили данные, представленные на картинке. Какое значение измеряли учёные?
массовая доля элементов в клетке, запасающей крахмал
соотношение элементов по массе в клетке, испытывающей дефицит в воде +
массовая доля элементов в нуклеиновых кислотах
массовая доля элементов в сухом веществе клетки
4. Каким номером обозначен мейоз на схеме жизненного цикла мухомора? = 2
5. Выберите верное утверждение в отношении хлореллы.
размножается бесполым путём зооспорами
не размножается половым путём +
размножается вегетативно делением клетки пополам
размножается половым путём
Ответ: не размножается половым путём
6. Синезелёные водоросли, или цианобактерии, имеют в клетках газовые «вакуоли», обеспечивающие им плавучесть и заполненные газом, в составе которого больше всего
азота +
сероводорода
кислорода
углекислого газа
7. В кружке по биологии ребята проходили тему «Плоды». Лиза, несмотря на то что слушала очень внимательно, не до конца поняла разницу между сложными плодами и соплодиями. Чтобы закрепить пройденный материал, она зашла во фруктовую лавку, решив на «живом материале» изучить тему. Что из представленного в лавке нужно купить Лизе? Выберите из предложенных вариантов тот, где на первом месте стоит соплодие, а на втором – сложный плод.
ежевику и инжир
ананас и малину +
малину и ежевику
инжир и тутовую ягоду (шелковицу)
8 класс
1. Среди птиц широко распространён половой диморфизм – различие между самцами и самками. В некоторых случаях эти различия очевидны для человека, как в случае павлина, в других их может уловить только зрение птиц, которые плохо ориентируются на запахи. Например, самцы и самки лазоревки неотличимы с точки зрения человека, но сородичи безошибочно определяют самцов и самок по внешнему виду. Исследователями был проведён эксперимент: два самца лазоревки помещались в вольер с самками этого вида, но одному из них шапочку покрыли густым слоем солнцезащитного крема. Какой результат можно ожидать в этом эксперименте? Слева – без крема, справа – с кремом
Самки предпочли самца с солнцезащитным кремом, потому что он сделал шапочку ярче. +
Самки предпочли самца с солнцезащитным кремом, потому что его шапочка не выцветала от солнечных лучей.
Самки предпочли самца без крема, потому что видели яркую шапочку только у него.
Самки предпочли самца без крема, потому что их отпугнул резкий запах косметики.
2. В одной из научных групп института гидрологии провели эксперимент. Учёные взяли два одинаковых водоёма и добавляли в них фосфор в качестве удобрения. Пруды отличались только наличием рыбы. В качестве результата учёные несколько раз измеряли прирост биомассы фитопланктона за сутки, которая нарастала в обоих водоёмах с разной скоростью. В чём причина выявленных различий?
Рыбы являются дополнительным элементом экосистемы, где может размно–жаться фитопланктон.
Рыбы питаются зоопланктоном, который уменьшает численность фито–планктона и вызывает замедление роста его биомассы.
Рыбы выедают часть видов фитопланктона, уменьшая конкуренцию.
Рыбы выделяют в воду соединения азота, который является дополнительным биогенным элементом. +
3. Красные водоросли бывают окрашены в тёмно-красный цвет из-за того, что у них
отсутствуют зелёные хлорофиллы
присутствуют фикобилипротеины, которые способны улавливать свет на больших глубинах
верны все ответы +
4. Для грибов мукора и пеницилла общим свойством является
размножение экзогенными спорами
наличие полового размножения – зигогамии
наличие мицелия, поделённого перегородками на клетки
вызов заплесневения продуктов питания +
5. Адаптацией к какой среде является наличие аэренхимы?
ветреные скалы
пустыня
озеро +
дождевой лес
6. Выберите растение, формирующее феллему и феллодерму.
сосна +
хвощ
папоротник
пальма
7. Какова причина появления видимых на фотографии округлых выростов (клубеньков) на корне бобового растения?
Клубеньки – это разрастания тканей корня, внутри которых находятся симбиотические бактерии, фиксирующие азот. +
Клубеньки – это разрастания тканей корня, увеличивающие площадь поглощения минеральных веществ.
Клубеньки являются вместилищами симбиотических грибов.
Клубеньки появляются в ответ на проникновение в ткани корня вирусов бобовых растений.
8. Среди изображённых растений плодом не обладает
Вороний глаз А
Водяника Б
Черника В
Можжевельник обыкновенный Г +
9. Выберите структуру папоротника щитовника мужского, обладающую гаплоидным набором хромосом:
спорофилл
спорангий
спора +
сорус
10. Одним из самых надёжных способов повысить урожайность сельскохозяйственных культур является севооборот. На одном и том же поле каждый год выращивают новые виды растений, что позволяет избежать массовых заболеваний культур и даёт почве «отдохнуть». В средней полосе России цикл севооборота часто заканчивают посадками клевера, так как это растение обогащает почву соединениями азота и готовит её к следующим посевам. Но при этом, если оставить посевы клевера на второй год, то растения клевера будут увядать. Почему так происходит?
В условиях избытка солей азота будут развиваться сорняки, которые вытесняют клевер. +
Клевер при постоянной посадке уязвим к заболеваниям, например к фитофторе.
Симбионты, дающие бобовым соединения азота, имеют жизненный цикл длиной в один год, и на второй год растения окажутся без природного удобрения.
Оставшиеся после предыдущей стадии севооборота семена примутся в рост и вытеснят клевер.
11. Прогуливаясь по территории Звенигородской биологической станции МГУ, вы нашли две шишки со следами жизнедеятельности животных. Рассмотрите картинки и выберите неверное утверждение.
На шишке 1 следы питания клеста. +
На шишке 2 следы питания дятла. +
На шишке 2 следы питания белки.
Клёст своим клювом разрезает чешую шишки и достаёт семя.
12. В пустынных местообитаниях можно обнаружить следы змеи эфы. Её способ передвижения характеризуется следующими особенностями: она откидывает голову в сторону, после чего выносит заднюю часть тела вперёд и подтягивает переднюю часть тела. Для чего змее необходим такой способ передвижения?
для быстрого перемещения по раскалённому песку
для лучшей опоры на сыпучем песке +
для увеличения скорости передвижения
для увеличения угла зрения
13. На рисунке изображено животное, которое является
взрослой стадией щетинкочелюстных (Chaetognatha) +
личиночной стадией тихоходки (Tardigrada)
личиночной стадией насекомого (Insecta)
взрослой стадией ракообразного (Crustacea)