1 Ответ
Муниципальный этап по Русскому языку
7 класс
Задание 1-4. Прочитайте текст. Выполните задания к нему.
В тексте некоторые слова выделены.
«Пожалуй, – говорят, – возьми на час терпенье,
Чтобы квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь, как нам сесть!» –
[И. А. Крылов. Квартет: «Проказница-Мартышка…» (1811)]
Установите соответствия, то есть соотнесите то или иное выделенное слово с исторически однокоренными с ним словами в каждом блоке (список слов А, Б и В). В каждом блоке (списке) таких слов не может быть менее двух.
Например, дан ряд слов в блоке Г:
заводской
приводниться
ведать
водица
завести
наводчик
проводник
Устанавливаем, что часть слов этого ряда исторически родственна словоформе привесть в данном тексте. Следовательно, верными ответами для слова привесть будут заводской, завести, наводчик, проводник.
пожалуй
возьми
квартет
порядок
привесть
инструменты
скажи
сесть
квитанция
украдкой
квартальный (отчёт)
коврига
поквартирный (обход)
квадратный
Блок Б
пожалуй
возьми
квартет
порядок
привесть
инструменты
скажи
сесть
сетевой
беседовать
осада
осанка
соседский
всадник
Блок В
пожалуй
возьми
квартет
порядок
привесть
инструменты
скажи
сесть
казак
кажется
казначей
указывать
каждый
приказчик
В блок В может входить также некое существительное с бывшей приставкой и выделяемым на современном уровне морфемного анализа суффиксом, который при образовании от этого существительного прилагательного меняется по определённой схеме. Выберите правильный ответ.
Это существительное сказка, и суффикс ‑к‑ в прилагательном сказочный меняется на ‑оч‑.
Это существительное сказочка, и суффикс ‑оч‑ в прилагательном сказочный меняется на ‑очн‑.
Это существительное сказка, и суффикс ‑к‑ существительного в прилагательном сказочный меняется на ‑очн‑.
Это существительное сказочка, и суффикс ‑очк‑ в прилагательном сказочный меняется на ‑очн‑.
Ответ:
Блок А: квартет — квартальный, поквартирный, квадратный
Блок Б: сесть — осада, соседский, всадник
Блок В: скажи — кажется, указывать, приказчик
Задание 5-15.
Буквами А–Л зашифрованы различные прилагательные.
Прилагательные А и Б в разговорной речи могут быть синонимами. Прилагательное В в большинстве контекстов – антоним А, но в некоторых случаях может быть синонимично ему. Так, например, в сочетаниях А дурак и В красавица и А, и В значат «превосходящий всех остальных по признаку, который выражается существительным, с которым сочетается прилагательное».
В НКРЯ1 прилагательное Б наиболее часто встречается с существительным мера. С этим же существительным наиболее часто встречается и прилагательное Г. Антоним Г – прилагательное Д. Г и Д – формы сравнительной степени.
Если в прилагательном Г поменять место ударения и одну букву в окончании, получится прилагательное Е, которое отличается от Г только стилистической окраской. Согласно данным НКРЯ, Е наиболее часто употребляется с существительными брат, сын, дочь в фольклорных текстах. Стилистически нейтральный синоним прилагательного Е – Ж. Если же поменять место ударения и одну букву в окончании в Д, то получится прилагательное З, которое отличается от Д тем, что является прилагательным положительной степени (= не сравнительной и не превосходной).
Прилагательное Б также часто сочетается с существительным север. В приведённой ниже таблице представлены данные о том, сколько раз прилагательное Б и три других прилагательных – И, К, Л – встретились с названиями частей света. Известно, что во всех случаях наиболее частотные из получившихся словосочетаний представляют собой названия географических регионов, в случае прилагательного Л – региона, существовавшего раньше.
Б и И можно считать синонимами, тогда как К им антонимично.
Отгадайте, какие прилагательные зашифрованы буквами А–Л.
Ответ: последний, крайний, первый
Задание 16-21. Учитель решил рассказать школьникам на уроке о фразеологизмах-антонимах на примере фразеологизмов со значением количества. Чтобы ученики лучше запомнили материал, он попросил нейросеть нарисовать иллюстрации к фразеологизмам. Увидев полученные с помощью нейросети изображения, учитель удивился, но решил, что ученики всё же смогут отгадать фразеологизмы.
Соотнесите изображение и значение.
мало много тесно пусто бедно богато
Задание 21. Прочитайте текст, созданный нейросетью YandexGPT 2. Найдите в тексте фразеологизмы, от которых могут быть образованы сложные слова.
В современном мире многие люди предпочитают лежать на боку вместо того, чтобы активно двигаться вперёд и достигать новых вершин. Некоторые считают это проблемой, другие же находят в этом определённое удовольствие. Так или иначе, каждый имеет право выбирать свой путь и образ жизни, однако не стоит забывать о том, что постоянная лень и ничегонеделание могут привести к застою и отсутствию развития. Поможет преодолеть себя искусство. Многие современные произведения искусства учитывают потребности и интересы общества. На злобу дня создаются новые фильмы, книги, песни и многое другое. Такие произведения всегда актуальны и востребованы, так как отвечают требованиям времени и учитывают желания людей. Но и историю свою надо помнить всегда! С памятью об истории своей страны, с героями прошлого мы вместе на веки вечные.
Жизнь порой преподносит нам неприятные сюрпризы, такие как горе и страдания. Многие люди отчаиваются и опускают руки, однако некоторые находят в себе силы противостоять трудностям. Это время испытаний становится для них возможностью стать сильнее и мудрее, научиться ценить то, что имеешь, и радоваться мелочам, а не мыкать горе всю оставшуюся жизнь. И здесь искусство спасает.
Запишите в начальной форме слова, образованные от фразеологизмов, которые встретились в тексте.
Задание 23. Укажите верно составленные словообразовательные цепочки.
обить→обивать→обивка→обивание
бить→битый→битьё→ битком
бить→вбить→вбивать→вбивание
бью→взобью→взбиваю→взбивание
Задание 24. Соотнесите глаголы так, чтобы получилась пара.
брать — взять
ловить — поймать
класть — положить
вложить — вкладывать
закладывать
отловить
собрать
перекладывать
Задание 25. О какой «паре» идёт речь в задании? Напишите ответ одним словом.
Задание 26. Прочитайте текст и выполните задания.
И то слово изрече, и поеха з двора, и возвратись вспять, и кликну велегласно: «Азъ еду из града и пожду васъ на поле». Услыша Стратигь и зело вострепета и начат кликати сыны своя: «Где суть мои *кметы»?
* кметы — воины
7.1. Заполните пропуски в тексте.
В тексте встречаем глагольную форму (1)___, которой исторически родственно название части речи (2) ____, и слово (3) ____ со значением «наличие, бытность» и его антоним (4) ___, при этом антонимы (3) и (4) различаются только приставками.
7.2. Переведите выделенный фрагмент текста на современный русский язык.