1 Ответ
Муниципальный этап по Русскому языку
11 класс
Задание 1: Учёные-лингвисты изучают этимолого-словообразовательные гнёзда слов русского языка.
В современном русском языке некоторые слова одного исторического корня могут по-.влачи,прежнему ощущаться как родственные, уже не являясь ими (возможный – можно), другие же утратили такие связи вовсе (бык – букашка – пчела).
При этом сам корень того или иного гнезда может быть представлен в различных графико-орфографических вариантах на современном этапе развития языка.
Прочитайте текст и заполните пропуски.
Данное гнездо довольно обширно и представляет исходный корень в разных вариантах.Одним из исторических результатов изменения корня является уже регулярное в современном языке чередование его конечных согласных (1) (укажите эти чередующиеся согласные). Один из вариантов этого корня наблюдается в бесприставочном существительном (2), употребляемом обычно для наименования бюрократических задержек при оформлении документов. Такое же корневое сочетание присутствует и в существительном (3) со значением «лёгкая дымка, завеса, помутнение» и в существительном (4), называющем элемент постельного белья.Иной вид, не восточнославянский, того же корня находим в процессуальном существительном с двумя бывшими приставками (5) «обнаружение чьих-либо злонамеренных действий, планов». Показательно, что одна приставок такая же, как и в книжном глаголе сов. вида. (6), который используют, когда хотят сказать, что мысль нужно перевести в слова. В этом слове один из злементов исторического корня утрачивается из-за той самой приставки. В «полном» виде этот же вариант корня обнаруживает себя в приставочном абстрактном существительном (7) с семантикой «способность нравиться» и в бесприставочном действительном причастии настоящего времениВ таком же варианте, как и в слове (2), этот корень находим в названии одного древнего подмосковного города (9), через который течёт река Лама.В ином виде, из-за более древних изменений, этот же корень присутствует в исходно притяжательном прилагательном, образованном от наименования хищника и входящем в состав фразеологизма (10) со значением беспредельной алчности, прожорливости.
Ответ от 1 до 10 по порядку: к/ч, волокита, поволока, наволочка, разоблачение, облечь, привлекательность, влекущий, Волоколамск, волчий аппетит.
Задание 2. Учитель решил рассказать на уроке школьникам о фразеологизмах, содержащих названия растений. Для того чтобы ученики лучше запомнили материал, учитель решил воспользоваться нейросетью, которая проиллюстрирует каждый фразеологизм.
Учитель был удивлён полученным результатом, но подумал, что ученики всё равно угадают фразеологизмы по изображениям.
Он составил памятку, в которой каждой иллюстрации фразеологизма соответствует его значение, но при редактировании он обнаружил, что изображения перепутались.
Соотнесите значения фразеологизмов и их иллюстрации.
1. Фразеологизм, который используют, когда говорят об очень голодном человеке.
2. Фразеологизм со значением «кроткий и безобидный человек». музы ый N
3. Фразеологизм, который используют, когда говорят о том, на что невозможно
смотреть без сожаления.
4. Фразеологизм, который означает «первое место, лучший результат в чём-либо в силу какого-то превосходства».
5. Фразеологизм, который употребляют, когда говорят о человеке, который не разобрался в простой ситуации.
6. Фразеологизм о ситуации, в которой бесполезно и бессмысленно говорить с кем-то, потому что на человека не действуют никакие слова.
Задание 3. Ниже представлены существительные, распределённые на три группы в зависимости от того, в каком варианте некоторой словообразовательной модели они задействованы.
Группа 1 — комната, колесо
Группа 2 – лик/лицо, борт
Группа 3 — сторона, скат
О какой словообразовательной модели идёт речь?
Назовите способ словообразования.
Как группы 1-3 соотносятся с вариантами словообразовательной модели?
Люди, изучающие русский язык как иностранный, могли бы предположить, что слово а образовано по той же модели, которая обсуждается в пункте 2.1., и близко по значению слову, образованному по этой модели от слова комната. Однако на самом деле А близко по значению слову, образованному по этой модели от слова место. Кроме того, если бы слово А действительно образовывалось по такой же модели, оно бы выглядело по-другому – Б.
Назовите слова А и Б.
A:
Б:
По модели из пункта 3.2 образуется слово В1. Отметим, что слово, от которого оно образовано, в современном русском языке встречается только в составе церковного по происхождению выражения Г, в которое кроме него входят предлог и числительное.
Слова В2 и ВЗ обладают тем же значением, что и В1, образованы с помощью вариантов той же словообразовательной модели и встречаются реже. Слова Д1-Д2 соотносятся по значению с В1-В3 отношением «следующий по количеству». Д1 (такие повторы обычно бывают в сказках) образуется по тому же варианту модели, что ВЗ. Слово Е, которое соотносится по значению с В1-В3 отношением «предшествующий по количеству», не имеет слов, совпадающих с ним по значению и образованных по другим вариантам модели. Кроме того, отрицательная пара слова Е, не-Е, значительно превосходит Е по частотности.
Данные о количестве вхождений всех этих слов в НКРЯ представлены в таблице ниже:
Назовите слова В1, В2, ВЗ, Д1, Д2, Е, не-Е, и выражение Г.
Ответ:
Задание 4. Прочитайте текст и выполните задания.
О третиемь дрьвь. От того жде дрьва изнесе вода потопнаа.. И егда исяче вода, дрьво оста при рыць Мерстьй*.
*Имя собственное, начальная форма, принятая в современном русском языке, – Мерра.
Заполните пропуски в тексте.
В тексте встречаем слово (1) (укажите слово в той же форме, в которой оно встречается в тексте), образованное от существительного (2). От сочетания предлога и формы родительного падежа слова (2) путём сращения с суффиксацией образовано и другое прилагательное (3), которое имеет значение «старомодный, отсталый, вышедший из употребления». Слово (2) также входит в состав фразеологизма (4), являющийся калькой с французского устойчивого выражения, которое приписывается в разных источниках то французскому королю Людовику XV, то маркизе де Помпадур. Исторически родственным словам (1), (2), (3) является бесприставочный глагол (5), в котором представлен вариант корня без конечного согласного. Как считают некоторые этимологи, в рассматриваемое гнездо также входит существительное (6) с бывшей приставкой со значением «залив, заводь», в котором представлен тот же вариант корня, что и в слове (5).
Переведите текст на современный русский язык.
Задание 5. Даны две группы слов: 1) водитель, опытный, водить; 2) человек, хороший, идти.
Известно, что слова второй группы (в отличие от слов первой группы) обладают некоторой особенностью в образовании форм, общей для всех слов группы.
Объясните, в чём состоит эта особенность.
Задание 6. Как известно, некоторые слова при их чтении в составе стихотворения могут звучать несколько иначе, чем в нейтральной речи. Ниже приведены фрагменты трёх стихотворений.
1) Я был смущенный и веселый.
Меня дразнил твой темный шелк.
Когда твой занавес тяжелый
Раздвинулся – театр умолк.
(А. Блок)
2) По сопкам, сызнова по сопкам,
И радиометр трещит, И поднимает невысоко.
Нас на себе алданский щит.
(И. Бродский)
Что общего у выделенных слов? В чём особенность их изолированного произношения?
Как произносятся эти слова в данных фрагментах? Свой ответ обоснуйте.
Задание 7. Даны предложения из национального корпуса русского языка:
1) В маленьком кабинете собрались . Двоих из них, прокурора Мячина и Гуляева, он уже знал. [Ю. О. Домбровский. Факультет ненужных вещей, часть 5 (1978)] 2) Жил у _ месяца, видит в одну ночь, что он упал с терема и зеркало разбил; он, было, в утехах про него и позабыл, пробудился, глядит, видит, зеркало тускло, и едва читает сии слова: лживой рыцарь, не сохраняешь клятву, ты недостоин обещанного блаженства. [А. Н. Радищев. Бова (1798-1799)] 3) В нём много каменных строений и три или такие же церкви, прекрасного зодчества. [Г. М. Давыдов. Дневник (1802)]
4) – Скажите, пожалуйста, отчего это вашу тяжёлую тележку быка тащат шутя, а мою, пустую, шесть скотов едва подвигают с помощью этих осетин? [М. Ю. Лермонтов.
Герой нашего времени (1839-1841)]
5) Смешно же заявлять, что _ взрослых людей говорили исключительно о кино.
[Василий Гроссман. Жизнь и судьба, часть 3 (1960)]
6) У него _деток, а матушка руководит хором и преподаёт в воскресной школе. [Е.
Кучеренко. О Богородице, дурочке Машке и простой человеческой жизни (21.09.2015) // Православие и мир 2015]
Заполните пропуски однокоренными словами одной части речи.
Укажите часть речи и разряд этих слов. В какой форме употребляются существительные с ними?
В одном из предложений пропущенное слово употреблено с точки зрения синтаксиса необычно. В каком? Какую синтаксическую роль выполняет пропущенное слово в этом предложении?
Задание 8. В одном из словарей русского языка есть такая запись
Ветъ-х/ ветъ-ш/ ветъ-ч-
Ветхий
Расшифруйте её, прокомментировав все буквенные элементы. При пояснении записи, данной в овале, приведите по одному примеру слова современного русского языка к каждому из данных элементов.
Какой вариант здесь не записан, но существует в современном русском языке? Назовите вид словаря.
Задание 9. Рассмотрите предложения, в некоторых из них допущена ошибка.
1) Сомневаюсь, чтобы не выданные Жанне деньги возвратились в казну.
2) Алексей Анатольевич, чтобы ни говорили ему коллеги, не хотел слушать.
3) Чтобы не создавать лишних неудобств, они быстро покинули помещение.
4) Такой человек вас поддержит в любой жизненной ситуации, чтобы ни пришлось ему сделать.
5) Мы позвонили продавцу, чтобы напомнить о будущей сделке.
6) Но сейчас я уже не представляю, чтобы Никита Сергеевич мог так глупо и примитивно рассуждать.
Распределите эти предложения на равные группы по некоторому синтаксическому критерию.
Определите, в какой группе допущена ошибка, и охарактеризуйте эту группу.
Задание 10. Прогуливаясь по городу N, юный лингвист Феофан заметил несколько интересных вывесок. Какая(-ие) вывеска(-и) не смутила(-и) юного лингвиста Феофана, а какую(-ие) ему захотелось демонтировать? Как нужно было написать вывески, чтобы у Феофана не возникло желание их убрать?