1 Ответ
Задание 1. Странное слово горогор:
Группа студентов из Китая посещала музей в Москве. Все они изучали в институте русский язык и уже неплохо говорили по-русски, но фонетика давалась им с трудом: многие звуки русского языка оказались для китайцев непонятными. Напр в китайском языке нет разделения звуков на глухие и звонкие, твёрдые и мягкие, нет некоторых сонорных звуков. Поэтому часто в русской речи китайские студенты заменяют одни звуки другими, которые кажутся им похожими.
Студенты бродили по залам, рассматривая экспонаты, а затем один из китайцев подошел к сотруднице музея и спросил: «Скажите, пожалуйста, что такое горогор?»
Сотрудница музея не сразу поняла вопрос, но потом, вспомнив об особенностях китайской фонетической системы, улыбнулась и объяснила назначение предмета. О каком предмете спрашивал китайский студент? Запиши это слово.
Ответ: Колокол
Задание 2. Игра в ассоциации:
Марина, Ирина, Карина и Сабина играли в ассоциации. Сначала девочки называли ассоциации к слову мороз.
Марина назвала слово морозильник
Ирина — слово жара
Карина — слово погода
Сабина — слово ветер
Следующим было слово вода
Марина назвала слово подводник
Ирина — суша
Карина — жидкость
Сабина — компот
Какое слово было третьим? Если:
Марина назвала слово нашептать
Ирина — слово крик
Карина — слово речь
Сабина — слово плеск
Ответ: Шепот
Задание 3. Латинские буквы и русская орфография:
На уроке математики Ваня познакомился с латинскими буквами и решил записать их названия. С большинством букв всё было просто, но одна вызвала сомнение. По правилу написания некоторых морфем имён существительных в названии этой буквы следовало писать букву «и», т. к. гласная при склонении не выпадала, однако учитель математики исправил букву «и» в Ваниной тетради на «е».
Запиши верное название этой буквы и название морфемы, в которую в этом слове входит буква «е».
Ответ: игрек, корень
Задание 4. Нерасторопный растяпа:
Костя Иночкин придумал короткий рассказ, в котором все слова имели в своём составе корень с чередованием -раст-/-ращ-/-рос-. Он показал этот рассказ учителю, но тот назвал Костин текст неудачным, потому что в нём было слишком много однокоренных слов. Тогда Костя решил переписать своё произведение, включив в него слова с другими корнями, и вот что у него получилось.
Нерасторопный растяпа, растирая просо для растущих поросят, растянулся во весь рост. «Простите, опростоволосился!» — простонал растяпа.
Сколько слов с безударной чередующейся гласной есть в рассказе? Отметь эти слова в списке ниже.
Ответ: растирая, растущих
Задание 5. Обратный словарь:
Все мы привыкли к словарям, где слова расположены в алфавитном порядке по первым буквам: а, абажур, абазинский… Но существуют и обратные словари — в них слова расположены не по первым, а по последним буквам: а, баба, жаба… Такими словарями часто пользуются лингвисты.
1. Запиши одним символом современную букву, словарные статьи к которой в обратном словаре отсутствуют, если известно, что чуть более ста лет назад слов, оканчивающихся на эту букву, было довольно много.
2. Запиши одним символом современную букву, к которой в обратном словаре больше всего статей, если известно, что самыми распространёнными частями речи в русском языке являются имена существительные и глаголы.
Ответ: ъ, ь
Задание 6. Подвижное ударение:
Прочитай первые два четверостишия из басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела:
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле:
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Найди слово, в котором со времён баснописца поменялось место ударения.
Запиши это слово в той форме, в которой оно указано в басне.
В каком слове современного русского языка сейчас наблюдаются похожие изменения, ещё не зафиксированные в словарях?
Ответ: катит, звонить
Задание 7. О причинах неудач:
Из нескольких очень похожих предложений Женя выписывал глагольные словосочетания с зависимыми словами, обозначающими причину. Задача показалась ему простой, но затем он обнаружил, что в одном из выписанных им словосочетаний оказалась нарушена смысловая связь.
Изучи предложения и укажи то, из которого не удастся выписать глагольное словосочетание, подходящее под условие задачи, без нарушения смысловой связи между главным и зависимым словами.
Из-за болезни я пропустил тренировку
Из-за дождя река разлилась
Из-за тумана ухудшилась видимость
Из-за урагана отключили свет
Из-за волнения ученик сдал экзамен на три
Из-за пробок мы опоздали в театр
Из-за засухи не было урожая
Запиши слова, которыми придётся дополнить словосочетание, чтобы сохранить смысл. При необходимости используй пробел.
Ответ: на три
Задание 8. О музыкальных инструментах и не только:
Кеша и Липа поспорили о слове колок. Липа утверждала, что это краткое имя прилагательное, образованное от полной формы колкий. Кеша же учился в музыкальной школе, поэтому знал имя существительное колок — стерженёк для крепления музыкальных струн.
Краткие формы каких имён прилагательных из списка ниже имеют подобные омонимы, если считать только начальные формы слов? Перемести их в поле для ответа.
Варианты ответов:
звонкий +
ловкий
едкий +
гибкий
ёмкий
робкий
редкий
стойкий
тонкий
мелкий +
гладкий
дерзкий
сладкий
резкий
близкий
узкий
Укажи, чем будет различаться их произношение.
Произношение имён прилагательных и имён существительных будет различаться (чем?) = ударением
Задание 9. Древний Рим:
Тимур увлекался культурой Древнего Рима. Арабским цифрам он предпочитал римские, кота Барсика называл Марсиком, а месяцы отсчитывал по римскому календарю.
Помоги Тимуру не запутаться в расчётах. Выбери из списка месяц, название которого было образовано от числа.
Май
Июнь
Январь
Август
Март
Декабрь +
Запиши порядковый номер этого месяца в римском календаре (число, от которого произошло название месяца). = 10
Какой месяц был первым в году у древних римлян (известно, что общее число месяцев совпадает с принятым сегодня)? Запиши название месяца. = март
Задание 10. Черта и чёрточка
Стёпа искал в Интернете случаи употребления слова черта. В одном из источников ему попалась информация о том, что раньше этим словом называли знак препинания. Тогда он стал искать дальше и выяснил, что в руководстве по правописанию 1890 года есть целый раздел, посвящённый употреблению двух знаков: черты и чёрточки.
В руководстве перечислены такие случаи постановки черты.
1. Между подлежащим и сказуемым при опущении связки в настоящем времени.
2. Когда при ускоренной речи опускаются слова.
3. Для обозначения резкой противоположности.
Чёрточка же употребляется в следующих случаях.
1. Между существительными, соединяемыми в одно слово.
2. Между словами, составляющими одно понятие, но которые не принято писать слитно.
3. Междучислительными, поставленными рядом для приблизительного обозначения числа.
Запиши современные названия этих знаков. Для каждого из знаков отметь, является ли он знаком препинания.
Черта — это ___ ТИРЕ___ знаком препинания.
Чёрточка — это ___ДЕФИС___ знаком препинания.