1 Ответ
1. Установите соответствие между событиями и годами:
А) учреждение Правительствующего Сената
Б) отставка Н.С. Хрущёва со всех постов
В) подвиг панфиловцев под Москвой
Г) отмена местничества
1) 1682 г.
2) 1711 г.
3) 1825 г.
4) 1941 г.
5) 1942 г.
6) 1964 г.
Ответ: А Б В Г
2. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) созыв Стоглавого собора
2) создание Арабского халифата
3) поход князя Олега Вещего на Царьград
Ответ:
3. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям):
А) русско-турецкая война 1877–1878 гг.
Б) первые княжеские междоусобицы
В) Смутное время
Г) Гражданская война в России
1) поход А.И. Деникина на Москву
2) казнь Ивана Болотникова
3) осада Шипки
4) восстание под предводительством
С. Разина
5) бегство в Польшу Святополка Окаянного
6) битва на реке Рымник
Ответ: А Б В Г
4. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Пропущенные элементы:
1) Морозовская стачка
2) село Коломенское
3) 1560-е гг.
4) создание первой в мире атомной электростанции
5) Орехово-Зуево
6) 1660-е гг.
7) Гатчина
8) установление трудового рекорда А.Г. Стахановым
9) 1610-е гг.
Ответ: А Б В Г Д Е
5. Установите соответствие между событиями (явлениями, процессами) и участниками этих событий (явлений, процессов):
А) I съезд народных депутатов СССР
Б) подавление антиордынского восстания в Твери
В) Кавказская война
Г) учреждение патриаршества на Руси
1) князь Иван Калита
2) А.П. Ермолов
3) князь Василий III
4) М.С. Горбачёв
5) Н.И. Бухарин
6) царь Фёдор Иванович
Ответ: А Б В Г
6. Прочтите отрывок из воспоминаний.
«С чувством твёрдой уверенности в нашей силе выезжали мы на маневры. Неожиданная командировка… сулила интересную практику в применении знаний, приобретённых за год учёбы.
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Пропущенный в тексте год – 1941 г.
2) Во время событий, о которых говорится в воспоминаниях, наркомом иностранных дел СССР был М.М. Литвинов.
3) В тексте упоминаются столкновения СССР с милитаристской Японией.
4) Автор указывает на оценку командованием Красной Армии армии
Польши как готовой к современной войне.
5) Автор, как и его товарищи, отмечает стремительность действий немецкой армии.
6) В тексте упоминается будущий командующий Воронежским фронтом в период Сталинградской битвы.
Ответ:
7. Установите соответствие между деятелями культуры и фактами их биографий:
А) А.Н. Воронихин
Б) Андрей Рублёв
В) М.И. Шолохов
Г) Андрей Чохов
1) создатель «Царь-пушки»
2) лауреат Нобелевской премии по литературе
3) автор комедии «Недоросль»
4) был современником московского князя
Василия I Дмитриевича
5) кинорежиссер, получивший премию «Оскар»
6) архитектор, по проекту которого был выстроен Казанский собор в Санкт-Петербурге
Ответ: А Б В Г
8. Рассмотрите изображение и выполните задание.
Напишите название битвы Великой Отечественной войны, годовщине которой посвящена марка.
Ответ:
9. Рассмотрите схему и выполните задания 9–12.
Заполните пропуск в предложении: «Военные действия, обозначенные на схеме, происходили в тысяча девятьсот году».
Ответ:
10. Напишите фамилию главнокомандующего советскими войсками в операции, действия которой обозначены на схеме.
Ответ:
11. Прочтите текст о событиях, отображённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое дважды пропущено в этом тексте.
«Войска Забайкальского фронта успешно форсировали реку Аргунь. Но неожиданный поворот события приняли у скалистой гряды гор на подступах к Хайлару. Здесь передовой отряд 36-й армии Забайкальского фронта натолкнулся на непредвиденную преграду – вражескую цитадель,
упрятанную в недрах сопок. Штурм Хайларской крепости длился 10 дней, бои были кровопролитными. После занятия Хайлара войска Забайкальского фронта продвинулись к городу ____, стоящему на реке Нонни, к которому уже приближались и войска 2-го Дальневосточного фронта. 19 августа ___ был взят советскими войсками».
Ответ:
12. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Противником советских войск в данной военной операции выступала страна, территория которой на схеме обозначена цифрой «1».
2) Река, течение которой обозначено на схеме цифрой «2», – Лена.
3) После окончания войны, событиям которой посвящена схема, обозначенные на схеме цифрой «3» острова вошли в состав СССР.
4) В ходе военных действий, обозначенных на схеме, советские войска заняли порт Циндао.
5) Обозначенная на схеме цифрой «4» заштрихованная территория входила в состав России до 1905 года.
6) Обозначенный на схеме цифрой «5» порт был в самом начале XX века базой Тихоокеанского флота России.
Ответ:
13. Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задания 13 и 14.
Из воспоминаний Д.А. Милютина
«Как ни тревожны были известия из Варшавы, однако ж они отступали на второй план пред главною заботой, занимавшей всю Россию, – вопросом о предстоящем освобождении крестьян.
Назовите государя, упоминаемого в тексте. Укажите год, пропущенный в тексте
второго абзаца. Напишите фамилию государственного деятеля, пропущенную в первом абзаце.
14. В чём, согласно тексту, заключалась воля государя, объявленная Комитету?
Чем автор текста объясняет тот факт, что волю государя удалось выполнить?
Что автор считает свидетельством того, что дело было предрешено и его внесение на общее собрание Государственного Совета было только формальностью?
При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
15. Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.
Напишите фамилию высшего руководителя коммунистической партии и фактического руководителя СССР в год издания данной марки. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.
16. Какое из произведений живописи было создано после основания театра, которому посвящена марка? В ответе запишите цифру, которой обозначено произведение живописи. Укажите фамилию художника – автора данного произведения живописи.
17. Прочтите отрывки из воспоминаний:
А) «Начался тревожный октябрь. Фашисты бомбили южные окраины Тулы – Рогожинский посёлок пылал заревом пожаров, под обстрелом была тюрьма, винный завод.
Б) «Общая обстановка на Западном фронте к 14 октября оказалась очень тяжёлой. Враг двигался на Москву.
Укажите год событий, описываемых в обоих отрывках. Укажите фамилию любого советского военачальника, командовавшего в этом году советским
фронтом, упомянутым во втором отрывке. Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков указывает на примере своей армии изменения в управлении советскими войсками к осени в сравнении с летней ситуацией.
18. В 1097 г. в Любеч съехались русские князья, чтобы принять важные для всей Руси решения.
Укажите:
а) причину съезда, связанную с проблемами системы престолонаследия на Руси;
б) причину съезда, связанную с внешнеполитическим положением Руси;
в) последствие принятых на съезде решений для единства русских земель.
Ответ оформите в следующем виде (обязательно соблюдайте порядок
заполнения пунктов ответа).
а)
б)
в)
19. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «оттепель».
Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие относительно истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
20. Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в системе государственного управления 1613–1645 гг. и 1645–1672 гг. по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать один или несколько исторических фактов. При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
Ответ оформите в следующем виде.
Тезис:
Обоснования тезиса:
1)
2)
21. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что и в Российской империи в XVIII в. и в Древнем Риме в I–III вв. н.э. военные играли важную роль в решении вопросов престолонаследия: один аргумент для России, один для Древнего Рима.
При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для России: _
Аргумент для Древнего Рима: