1 Ответ
7 класс
Задание 1: Лаборант Цветочкин вернулся из отпуска и обнаружил в лаборатории на своем рабочем столе некоторое оборудование. Он еще не знает, какое исследование ему предстоит провести, но вы можете помочь ему и предположить, к какому исследованию с наибольшей вероятностью он сможет применить данный набор предметов:
Исследование биологических наночастиц
Исследование – влияние различных концентраций антибиотика на жизнеспособность колоний (их численность) кишечной палочки +
Исследование строения пера кукушки обыкновенной
Исследование ядерного белка в клетках полевок
Задание 2: Жизненные циклы растений
Выберите верный вариант ответа.
На рисунке изображен обобщенный жизненный цикл растений.
Жизненный цикл — закономерная смена всех поколений, характерных для данного вида живых организмов.
Поколение — различающиеся по строению, образу жизни и способу размножения формы одного вида и сменяющиеся в процессе его жизненного цикла
Выберите, из какой стадии будет развиваться заросток папоротника (необходимо выбрать предыдущую стадию жизненного цикла):
Из зиготы
Из спор +
Из спорофита
Из гамет
Задание 3: Знак удачи
Каждому знакома легенда о четырехлистном клевере. Счастливчику, которому удастся найти его, будет сопутствовать удача во всех делах. На фотографии изображен организм, который, безусловно, можно спутать с этим знаком удачи.
Выберите, к какой группе можно отнести данный организм:
Покрытосеменные +
Хвощи
Папоротники
Плауны
Задание 4: Как вы думаете, что отличает саговники от пальм?
У саговников, в отличие от пальм, мы не сможем увидеть листьев – только вайи.
Саговники, в отличие от пальм, могут образовывать семена.
Саговники, в отличие от пальм, могут образовывать плоды.
На саговниках, в отличие от пальм, мы не сможем увидеть цветов. +
Задание 5: Тина. На дне аквариумов иногда можно увидеть очень красивые зеленые шарики. Если взять пробу и рассмотреть ее под микроскопом, можно увидеть длинные ветвящиеся зеленые нити. Выберите верное утверждение об этом организме:
После бинарного деления любой клетки будут формироваться две новые дочерние нити.
Клетки могут делиться минимум в двух плоскостях.
Внутри одной нити клетки имеют явно выраженную специализацию к разным биологическим процессам. +
Основным способом питания данного организма можно считать осмотрофное поглощение органических веществ.
Задание 6: Биотехнологии. В соленых водоемах можно встретить водоросль, накапливающую очень важное для промышленности вещество. Выберите вещество, которое можно получать в больших масштабах, благодаря такой культуре:
каротиноиды +
антоцианы
бактериохлорофилл
хитин
Задание 7: Необычные названия. На фотографии представлено знакомое каждому растение – Иван-чай (Кипрей).
Согласно одной из легенд, название растения пошло от того, что в селе одном жил парень Иван, любивший гулять по лесу в красной рубахе. Люди, завидев мелькающий среди листвы алый цвет, говорили: «Да, это Иван, чай, ходит!». Однажды молодой человек пропал и так и не вернулся, но на опушках появились невиданные раньше красивые алые цветы. Люди, увидев их, принимали цветы за рубашку Ивана и стали снова говорить: «Да, это Иван, чай!».
Выберите верные утверждения о данном растении:
Скорее всего, опыление иван-чая происходит исключительно с помощью ветра.
Иван-чай – паразитическое растение.
Преобладающая стадия жизненного цикла – гаметофит.
Относится к группе двудольных растений. +
Задание 8: Приспособления. Камбала – рыба, известная своей необычной формой тела и удивительной способностью маскироваться под окружающую среду. Но ее путь к такому облику начинается с удивительного метаморфоза, превращающей ее из симметричной рыбы с глазами по бокам в асимметричную плоскую рыбу. Дело в том, что по мере взросления камбала начинает жить все ближе ко дну океана (чтобы прятаться от хищников), и оба глаза оказываются на верхней части тела. По мере развития личинки один из глаз мигрирует через макушку на другую сторону тела, изменяя при этом некоторые кости и мышцы головы.
Это изменение в строении рыбы является…
Физиологической адаптацией
Биохимической адаптацией
Поведенческой адаптацией
Морфологической адаптацией +
Задание 9: Трюфель. Трюфель – это один из самых известных в кулинарии грибов. Всю свою жизнь представители этого рода проводят под землей, вступая во взаимовыгодные отношения с корнями растений. Такой образ жизни имеет недостаток: трюфель лишен возможности напрямую выбросить аскоспоры в воздух, как это делают шляпочные грибы. Выберите способ, которым распространяются аскоспоры этого организма в природе:
Трюфель из-за подземного образа жизни утрачивает половой процесс и размножается только вегетативным путем.
Аскоспоры покрыты гидрофильной оболочкой и перемещаются при помощи подземных вод.
Благодаря характерному аромату трюфель находят свиньи, которые его вытаскивают из земли и распространяют аскоспоры.+
Из аскоспоры прорастает амеба, которая переползает в новое место между частицами грунта. +
Задание 10: Летающие млекопитающие. Полёт – одна из самых удивительных способностей в животном мире. И хотя большинство летающих существ – это птицы, некоторые млекопитающие также освоили это искусство, разработав уникальные приспособления, позволяющие им парить в воздухе. Рассмотрите изображение одного из представителей летающих млекопитающих и выберите верное утверждение:
У данного организма есть особая кожная перепонка, натянутая между передними и задними лапами.+
Большая площадь поверхности для парения образована густым волосяным покровом, а не кожной складкой.
Передние конечности превратились в крылья, образованные тонкой перепонкой, натянутой между удлиненными пальцами, телом и задними конечностями.
Данный организм активно взмахивает складками при полете.
Задание 11: Мастера маскировки и хищники в засаде. На изображении представлен организм, который можно охарактеризовать так:
“Является засадным хищником, который поджидает свою добычу, зарывшись в песок или спрятавшись среди водорослей. Этот организм способен издавать звуки, имеющие характер скрежета, хриплого ворчания или гудка, чем его наградил специфический плавательный пузырь. Кожа может изменять цвет и текстуру, чтобы слиться с окружающим песком, камнями или водорослями”. Данный организм является…
Представителем группы бесхвостых амфибий
Представителем группы лучеперых рыб
Представителем группы хвостатых амфибий +
Представителем группы безногих амфибий
Задание 12: Типы связей в сообществе. Всю ночь перед контрольной по биологии вы повторяли типы связей между членами консорции:
трофические – пищевые связи,
топические – связи, в которых предполагается использование одного организма другим как места для жизни (например, поселившаяся в дупле белка),
форические – связи, при которых происходит перенос организмов или их частей другим организмом,
фабрические – связи, при которых происходит использование частей организмов для производства чего-либо (постройка гнезд, производство меда и т.д.). Поэтому всю ночь вам снились различные животные и растения, взаимодействующие друг с другом.
Если бы вам приснилось взаимодействие лошади и лопуха (репейника), то вы бы определили его как пример…
Форической связи
Трофической связи
Топической связи
Фабрической связи
Задание 13: Эмоциональный диапазон. На фотографии изображена горная вискаша – ловкий и шустрый пушной зверек с одной парой резцов на верхней челюсти, способный организовывать норы в горных расщелинах. Выберите верные утверждения о данном организме:
Вискаша – представитель отряда Зайцеобразные.
Вискаши в среднем ухе имеют две слуховые косточки, как и многие представители класса, к которому они относятся.
Вискаши не имеют естественных врагов.
Вискаши – травоядные животные. +
Задание 14: Один вид – разный облик. Примером полового диморфизма могут являться анатомические различия между самцами и самками одного и того же биологического вида. На рисунке изображена самка известного вам вида птиц, который вы чаще всего узнаете по образу, виду и окраске самца. Самка какого вида изображена на рисунке?
Зяблик +
Большой пестрый дятел
Европейская сорока
Черный дрозд
Задание 15: Лишайник – гриб? Традиционное понимание лишайника как взаимовыгодного симбиоза гриба и водоросли в последнее время претерпело значительные изменения. Оказалось, что гриб паразитирует на водоросли, блокируя ее процессы размножения и поедая избыточную биомассу своего фотобионта. Поэтому сейчас лишайники называют “лихенизированными грибами”. Выберите морфологический тип всех лихенизированных грибов на картинке:
эпифитный
кустистый
накипный
листоватый
Задание 16: Реакция на тепло. Анатолий очень любит путешествовать по теплым странам – Эфиопия, Нигерия, Намибия. Со временем его организм очень хорошо адаптировался к теплым и даже местами жарким условиям. Уже несколько лет подряд Анатолий проводит недели в этих странах каждые месяца. Выберите адаптации, свойственные теплым условиям, которые могли бы проявиться у Анатолия:
Учащенное дыхание, чтобы увеличить вентиляцию воздуха и поддерживать температуру тела.
Увеличенная теплоотдача за счет испарения с поверхности кожи.
Снижение частоты дыхания, чтобы снизить потерю тепла.
Сужение кровеносных сосудов кожи, снижение кровотока в составе кожных покровов.
Потемнение кожных покровов в ответ на воздействие УФ лучей.
Задание 17: Космобиолухи. В далеком будущем миссия по поиску экзопланет, пригодных для жизни завершилась успехом. Команда ученых-зоологов вылетела на космическом корабле для изучения и описания местной фауны. Известно, что данная планета земного типа с двумя холодными полюсами и тропическим экватором. Какие различия между животными на полюсе и животными экватора следует ожидать ученым?
Средняя масса тела животных на полюсе больше средней массы их родственников, живущих на экваторе. +
Монохромность зрения будет преобладать у полярных животных.
Видовое разнообразие полюсов выше, чем у экватора. +
Размеры выступающих частей тела больше у тропических животных. +
Прослойка подкожной жировой клетчатки будет развиваться в большей степени у животных полюсов. +
Задание 18: За формирование и наследование признаков отвечают не только гены. Часто эволюции «помогают» бактерии, которые вступают в симбиоз с живыми организмами и придают хозяину новые свойства. Выберите примеры признаков, которые появились у организма-хозяина благодаря бактериям:
Способность термитов переваривать целлюлозу.
Способность человека синтезировать меланин
Способность пеницилла синтезировать антибиотики.
Способность усваивать атмосферный азот растениями семейства Бобовые.
Способность грибов-трутовиков переваривать целлюлозу.
Задание 19: Если объяснять различия в строении руки человека и передней конечности млекопитающих, то верными суждениями можно назвать следующие:
Только человек в процессе эволюции млекопитающих приобрел видоизмененную конечность.
Передние конечности непрямоходящих млекопитающих, чаще всего, приспособлены под добывание пищи и изготовление орудий.
Строение конечности человека упрощено, многие кости срослись.
Передние конечности непрямоходящих млекопитающих, чаще всего, приспособлены под хождение и бег.
Большой палец у человека стал противопоставлен другим, поскольку конечность человека начала приобретать новые функции.
Задание 20: На фотографии представлено удивительное создание, обитающее в водах Индийского океана. Морской конек-тряпичник покрыт отростками, которые похожи на водоросли. С помощью этих отростков животное маскируется. В отличие от морских коньков, которые цепляются хвостом за водоросли во время морских волнений, тряпичники этого делать не умеют. Выберите верные утверждения о данном организме:
Вследствие того, что тряпичники не умеют цепляться хвостом за водоросли – их может часто во время шторма выбрасывать на берег.
Скорее всего, данный организм обитает на глубоководье.
Данный организм является представителем группы лучеперых рыб.
Скорее всего, тряпичник передвигается медленно в связи с короткими грудными плавниками.
Данный организм, скорее всего, питается планктоном.