1 Ответ
Задание 1. Перед вами отрывок из исторического источника. Внимательно прочитайте его и ответьте на следующие вопросы:
1. Имя какого исторического персонажа пропущено в тексте? — Олег
2. Какое событие описывается в отрывке? — Военный поход к Царьграду
3. В каком году произошло приведенное событие? — в 907 году
4. Каковы исторические результаты этого события? — Победа и Олег повесил свой щит на врата Царьграда
5. Укажите название исторического источника, из которого взят данный отрывок. — «Повести временных лет»
«И повелел […] своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к […]: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». И остановил […] воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки, и сказали: «Это не […], но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». И приказал […] дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей. И согласились на это греки, и стали греки просить мира, чтобы не воевал Греческой земли».
Задание 2. Установите соответствие между историческими личностями и литературными произведениями.
Исторические личности
1 – Иван Фёдоров
2 – А.В. Суворов
3 – митрополит Иларион
4 – Даниил Заточник
5 – Сильвестр
Литературные произведения
А – «Наука побеждать»
Б – «Апостол»
В – «Моление»
Г – «Домострой»
Д – «Слово о законе и благодати»
Иван Фёдоров — Б) «Апостол». Первопечатник, автор первой точно датированной русской книги «Апостол» (1564 год).
А. В. Суворов — А) «Наука побеждать». Полководец изложил свои взгляды на тактику боя, обучение солдат и другие аспекты военного дела в этом трактате.
Митрополит Иларион — Д) «Слово о законе и благодати». К авторству Илариона, предположительно, относится это произведение, а также «Молитва» и «Исповедание веры».
Даниил Заточник — В) «Моление». Автор и главный персонаж древнерусского произведения, созданного в XII–XIII веках в Северо-Восточной Руси
Задание 3. Поставьте перечисленные ниже события в правильной хронологической последовательности:
1. Введение Табели о рангах, «Великое посольство», вступление в Северную войну, Указ о единонаследии, роспуск Боярской думы.
1697–1698 годы — «Великое посольство» Петра I в Западную Европу.
1700–1721 годы — Северная война России со Швецией.
1714 год — указ царя Петра I о единонаследии (уравнял в правах вотчину и поместье; основная доля имущества доставалась одному сыну).
1711 год — учреждение Правительствующего сената, роспуск Боярской думы.
1722 год — введение Табели о рангах, разделение всех государственных служащих на 14 рангов (чинов).
2. Холерные бунты, восстания в военных поселениях, восстание Семёновского полка, восстание на Сенатской площади, картофельные бунты.
Холерные бунты: 1830–1831 годы. Выступления произошли во время эпидемии холеры.
Восстания в военных поселениях: 1819 год.
Восстание Семёновского полка: 1820 год.
Восстание декабристов: 14 декабря 1825 года. Часть дворян хотела отменить крепостное право и ввести конституцию.
Картофельные бунты: 1840–1844 годы. 12 Мятежи государственных и удельных крестьян охватили губернии Севера, Приуралья и Поволжья.
3. Сражение за Малоярославец, Шевардинское сражение, Смоленское сражение, сражение на Березине, Бородинское сражение.
12 июня — переход французов через Неман, начало войны
4–6 августа — Смоленское сражение, Смоленск оставили французам, город сожгли
24 августа — бой за Шевардинский редут, задержали противников и узнали количество воинов в армии Наполеона
26 августа — Бородинское сражение
12 октября — сражение под Малоярославцем, Наполеон отступает по старой Смоленск–Калужской дороге
14–16 ноября — сражение на реке Березина, Наполеон избежал полного разгрома в условиях значительного превосходства русских сил.
Задание 4. Перед Вами герб Российской империи. Рассмотрите внимательно изображение и ответьте на вопросы.
1. При каком правителе использовался такой вариант российского государственного герба?
2. Что именно было включено в рисунок герба, и какие события были этому причиной?
1. Такой вариант российского государственного герба использовался во времена царя Алексея Михайловича (1645–1676).
2. В его правление над головами орла стали изображать три короны, а позже в лапах птицы появились скипетр и держава — регалии самодержавной власти.
Задание 5.
1. Определите, к какому веку относится данная карта России.
Ответ: На изображении представлена карта России в 17 веке, показывающая освоение Сибири и Дальнего Востока в 18 веке, и русских землепроходцев 17 века.
2. Ниже перечислены товары экспорта и импорта внешней торговли, относящиеся к разным периодам истории нашей страны. Определите, какой из них относится к тому же веку, что и карта. Укажите его порядковый номер.
Задание 6. Заполните пропущенные слова в тексте.
1. В правление Ивана Грозного за большинством центральных государственных и дворцовых учреждений закрепляется название […]. Во главе основных ведомств становятся бояре-судьи. Система […] просуществовала до реформы государственного управления Петра I в начале XVIII века, но отдельные […] оставались и после смерти Петра.
2. В апреле 1612 года в Ярославле под руководством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского из представителей сословий всех уездных городов был создан […], который выполнял роль временного правительства в условиях Смуты и опирался на земские власти. Именно […] принял решение об освобождении Москвы от польских захватчиков и избрании нового царя на Земском соборе.
3. В 1711 г. Петр Великий учредил […], который стал высшим органом государственной власти и законодательства Российской империи, подчинённый императору и назначаемый им. С начала XIX века […] осуществлял надзорные функции за деятельностью государственных учреждений. Распущен после Октябрьской революции.
4. В 1718 – 1719 годах проходила ликвидация прежних государственных органов, замена их новыми. Сформировались […] – органы отраслевого управления. Создание […] завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата.
5. В начале XIX века император Александр I провёл комплекс реформ государственного управления Российской империи. Первый этап реформы пришёлся на 1802 – 1803 годы, в результате чего высшими органами центрального управления стали […].
Ответ:
1. приказ, приказов, приказы
2. Совет всей земли / Совет земли русской, Совет всей земли, Совет земли русской
3. Сенат, сенат
4. Коллегии, коллегий
5. Министерства
Задание 7. Внимательно прочитайте отрывок и выполните задания.
«В силу сложившейся исторической ситуации Александр II оказался как бы реформатором поневоле. Не отсюда ли и проистекал его важнейший политический принцип: реформы не должны привести к дестабилизации общества, а достигаемый ими прогресс – наносить ущерб к положению каких-либо слоев?».
1. Перечислите все произведённые Александром II Великие реформы.
2. Назовите реформу, после проведения которой Александр II получил почетное прозвание “Освободитель”, и объясните, почему она не проводилась в Царстве Польском, прибалтийских губерниях и Великом княжестве Финляндском?
3. Какую из Великих реформ можно считать наиболее прогрессивной и последовательной? Почему?
4. Опишите главные исторические последствия Великих реформ (10-12 предложений).
Ответ:
1. Великие реформы, проведённые Александром II:
Отмена крепостного права (1861)
Финансовая реформа (1863)
Реформа высшего образования (1863)
Земская реформа (1864)
Судебная реформа (1864)
Цензурная реформа (1865)
Городская реформа (1870)
Военная реформа (1874)
2. Реформа, после проведения которой Александр II получил почётное прозвание «Освободитель», не проводилась в Царстве Польском, прибалтийских губерниях и Великом княжестве Финляндском, потому что там крепостное право уже было отменено ещё при Александре I.
3. Самой прогрессивной и последовательной можно считать судебную реформу 1864 года. Она сформировала новые принципы судопроизводства: бессословность, гласность, независимость, отделение судебной власти от административной, состязательный характер судопроизводства, введение суда присяжных.
4. Главные исторические последствия реформ Александра II:
Появились перспективы и возможности для построения капиталистической модели экономики: был снижен уровень государственного регулирования экономической сферы, сформировался свободный рынок рабочей силы.
Был заложен фундамент формирования гражданского общества: население получило больше прав и свобод, чему способствовали реформы образования, городская и экономическая реформы, отмена крепостного права.
Усилилась оппозиция: поскольку реформы носили довольно либеральную окраску, соответствующие движения получили возможности для развития и начали набирать силу.