1 Ответ
1. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните ячейку, вписав соответствующий термин.
Частнонаучный метод Характеристика метода мутагенез воздействие на организм радиацией с целью
внесения изменений в последовательность ДНК?
целенаправленное скрещивание организмов с целью получения потомства с новыми свойствами
Ответ: Гибридизация
2. Экспериментатор внёс в две пробирки по 1 мл дистиллированной воды и измерил кислотность среды. Затем в первую пробирку он добавил 1 мл желудочного сока, а во вторую – 1 мл гидроксида натрия. Как изменилась
кислотность среды в каждой из пробирок?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:
1) увеличилась +
2) уменьшилась +
3) не изменилась
3. В некоей молекуле ДНК на долю нуклеотидов с цитозином приходится 17 %. Определите долю нуклеотидов с тимином в данной молекуле ДНК. В ответе запишите только соответствующее число.
Ответ: 33
4. Какова вероятность (%) рождения особей с рецессивным фенотипом в анализирующем моногибридном скрещивании гетерозиготной дрозофилы?
Ответ запишите в виде числа.
Ответ: 50
5. Какой цифрой на рисунке обозначена структура, отвечающая за формирование субъединиц рибосом?
Ответ: 5
6. Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2 и 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРУКТУРЫ
А) участвует в кислородном окислении веществ
Б) делит клетку на компартменты
В) отвечает за синтез АТФ
Г) обеспечивает синтез и транспорт полипептидов
Д) содержит собственную замкнутую ДНК
Е) содержит хроматин
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А-1 Б-2 В-1 Г-2 Д-1 Е-3
7. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных ниже характеристик можно использовать для
описания наследования рецессивной мутации, сцепленной с Х-хромосомой?
1) аллели гена отсутствуют в Y-хромосоме
2) при гетерозиготности обоих родителей получается соотношение по фенотипу 3:1
3) женщина всегда имеет нормальный фенотип
4) гетерозиготные девочки всегда получают рецессивный аллель от отца
5) мальчики наследуют аллель от матери
6) у гомозиготной по нормальному аллелю матери все дети имеют нормальный фенотип
Ответ: 156
8. Установите последовательность действий учёного при размножении растений микроклональным методом. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) размножение клеток меристемы на питательной среде
2) перенос каллусов на среду с фитогормонами
3) получение проростков и посадка их в грунт
4) получение фрагмента верхушечной меристемы растения
5) подбор растения с необходимыми признаками
Ответ:54123
9. Каким номером на рисунках обозначена колониальная зелёная водоросль?
Ответ: 5
10. Установите соответствие между характеристиками водорослями, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОДОРОСЛИ
А) способна к конъюгации
Б) относится к отделу Бурые водоросли
В) обладает чашевидным хлоропластом
Г) имеет пластинчатый таллом
Д) обитает в морской воде
Е) является одноклеточным организмом
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А-1 Б-3 В-2 Г-3 Д-3 Е-2
11. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие признаки характерны для большинства представителей класса Хрящевые рыбы?
1) плакоидная чешуя
2) наличие жаберных крышек
3) расположение рта на брюшной стороне тела
4) отсутствие плавательного пузыря
5) костный череп
6) трёхкамерное сердце
Ответ: 134
12. Установите последовательность систематических групп животных, начиная с самого высокого ранга.
Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Барсук
2) Куньи
3) Хищные
4) Барсук лысый
5) Млекопитающие
6) Позвоночные
Ответ: 653214
13. Каким номером на рисунке обозначена полость с жёлтым костным мозгом?
Ответ:7
14. Установите соответствие между характеристиками и структурами кости, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРУКТУРЫ КОСТИ
А) обеспечивает рост кости в толщину
Б) образована волокнистой соединительной тканью
В) выполняет кроветворную функцию
Г) является клеткой костной ткани
Д) располагается в полостях губчатого вещества
Е) находится в компактном веществе кости
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А-2 Б-2 В-3 Г-1 Д-3 Е-1
15. Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие функции выполняют дыхательные пути человека?
1) кроветворение
2) газообмен
3) голосообразование
4) обоняние
5) образование лимфоцитов
6) увлажнение воздуха
Ответ: 346
16. Установите последовательность этапов выведения мочевины из организма человека.
Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) почечная артерия
2) извитые канальца
3) мочеточники
4) собирательная трубочка
5) капилляры мальпигиева клубочка
Ответ: 15243
17. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры идиоадаптаций у земноводных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. (1)В процессе эволюции у земноводных возникло множество приспособлений, позволивших им занять разнообразные экологические ниши. (2)Для восприятия звуков в воздушной среде сформировалось среднее ухо со слуховой косточкой – стремечком. (3)Также заселению наземных местообитаний способствовало появление рычажных конечностей. (4)У квакш, обитающих в тропических дождевых лесах, на лапах возникли присоски для передвижения по листьям растений. (5)У хвостатых амфибий, живущих в ручьях с быстрым течением, сформировались сильные конечности, снабжённые когтями. (6)У ядовитых лягушек кожа приобрела яркую окраску для отпугивания хищников.
Ответ: 456
18. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры,
под которыми они указаны.
К консументам I-го порядка относятся:
1) аскарида
2) тля
3) коршун
4) жираф
5) тарантул
6) гусь
Ответ: 246
19. Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую
позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
ЭВОЛЮЦИИ
А) закладка, а затем редукция зачатков зубов
у зародышей китообразных
Б) рождение человека с хвостом
В) редукция тазового пояса у кита
Г) общее происхождение перьев и шерсти
Д) формирование жаберных щелей у человека на ранних этапах онтогенеза
Е) рождение жеребят с тремя пальцами
1) сравнительноанатомические
2) эмбриологические
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А-2 Б-1 В-1 Г-1 Д-2 Е-1
20. Проанализируйте таблицу «Критерии вида». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Список элементов:
1) кисть Ландыша майского образована 6–20 цветками
2) этологический
3) особенности поведения особей вида
4) кариотип зайца-русака представлен 48 хромосомами
5) географический
6) продолжительность жизни Синицы большой составляет 1–3 года
7) особенности процессов жизнедеятельности особей вида
8) экологический
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А-8 Б-7 В-1
21. Проанализируйте диаграмму «Рост численности исчезающих видов животных и растений, занесенных в Красную книгу».
Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
1) Количество видов, занесённых в Красную книгу, выросло с 1984 по 1988 год.
2) Животные менее чувствительны к антропогенному воздействию на окружающую среду.
3) В Красную книгу занесено меньше животных, чем растений.
4) Глобальное изменение климата ведёт к вымиранию в первую очередь древесных растений.
5) Загрязнение воздуха не имеет влияния на животных.
Ответ:13