1 Ответ
10-11 класс
Задание 1
Даны слова, в которых содержится приставка -от: отпрыгнуть, отложить, отжать, отварить, отбыть, откатить, отмыть, отгулять, отшибить, отсыпать, отблагодарить, относиться, отрыть, отформатировать
1. Распределите данные слова на три группы и объясните принцип деления.
2. Добавьте в каждую из групп ещё по два слова. Аргументируйте свой ответ.
Задание 2
Прочитайте предложения и выполните задания.
1. Изредка на мрачном фоне гор вспыхивали в различных местах яркие огни и тотчас же исчезали.
2. Я так и увидал в этом твою чудную, милую натуру с смехом и с фоном поэтической серьезности.
3. Шкала фонов от шкалы децибелов отличается тем, что в ней значения громкости коррелируются с чувствительностью человеческого слуха на разных частотах.
4. Фон Визин, коего характер имеет нужду в оправдании, забавлял знатных, передразнивая Александра Петровича в совершенстве.
5. Даже при выключенном звуке фон остается и его громкость и интенсивность не меняются.
6. Злополучный Силушка, в своем неказистом пальтишке и помятой фуражке, казался еще мизернее на темно-синем фоне богатой шелковой материи, которою была обита внутренность кареты.
1. Определите, как каком значении в каждом из предложений употреблено слово фон.
2. Сколько омонимов представлено в данных предложениях? Сгруппируйте значения.
3. Можно ли отнести употребление слова фон в предложении 7 как какому-то из выделенных значений? В чём лексическая и грамматическая особенность употребления слова?
7. Все комнаты его завалены телефонами, микрофонами, фотофонами и прочими «фонами».
4. Каково значение слова фон в предложении 8? Зачем оно употреблено в предложении?
8. Попутал бес меня! Фон, стара пес, отсюда! Ужели нет и мне пощады никакой?
Задание 3
Разбейте приведённые ниже предложения на две группы. Если какое-то предложение Вы не можете с уверенностью отнести в ту или иную группу, отметьте это. Поясните Ваше решение.
1. В городе старик велел дворнику прочесть себе письмо и внимательно и одобрительно слушал его.
2. Перед боем жена просила Пелопида поберечь себя.
3. Специалисты советуют им возить с собой медсправки.
4. Американцы заставили австралийцев сделать для себя настоящий американский автомобиль.
5. Юноша приказал дельфину следовать за собой и нырнул в подводную пещеру.
6. Клоун позволял зрителям кидать в себя всё, что попало.
Задание 4
Дайте современный и исторический морфемный состав слов: дар, смотритель, порошок, веник, восток, удилище, снежинка, забор, зонтик, внушить.
Распределите слова по языковым явлениям, произошедшим в морфемной структуре:
1) опрощение – уменьшение количества морфем в слове;
2) усложнение – увеличение количества морфем в слове;
3) переразложение – смещение границ между морфемами в слове.
Задание 5
Прочитайте древнерусский текст и выполните задания к нему.
А земля людна велми, а сельскыя люди голы велми, а бояре силны добрѣ и пышны велми. А все их носят на кровати своеи на серебряных, да пред ними водят кони в снастех златых до 20.
1. Переведите текст на современный русский язык. При переводе заменяйте выделенные слова на слова с другим корнем.
2. Замените одно из словосочетаний текста на сложное краткое прилагательное, в котором один из корней такой же, что и в тексте.
3. В тексте есть одна устаревшая конструкция, широко используемая в текстах былин и народных песен. Выпишите эту конструкцию и назовите эту особенность.
Ответы появятся по мере их решения!