1 Ответ
7-8 класс
Задание 1
Даны слова, в которых содержится приставка с-: сложить, спасать, скорчить, смыть, сгрести, сбавить, стащить, сдать, сравняться
1. Распределите данные слова на три равные группы и объясните принцип деления.
Задание 2. Добавьте в каждую из групп ещё по два слова. Аргументируйте свой ответ.
Задание 2
Прочитайте предложения и выполните задания.
1. «А если б я, например, вздумал донести коменданту?» – и тут я сделал очень серьезную, даже строгую мину.
2. Мина Праздников уже целых шесть недель проживал в усадьбе и все говорил, что Мошка еще не готов.
3. А не наехали бы мы на ту нажимную мину, может быть, я б тебя и знать не знала.
1. Определите, как каком значении в каждом из предложений употреблено слово мина.
2. В чём особенности употребления мины в предложенном отрывке?
Ивана-то Иваныча – в долговое?! Этакого умнейшего, обстоятельнейшего… И чтоб я стал мины под этого человека подводить! Напротив! первый наш долг – об семье его позаботиться.
3. Можно ли однозначно определить значение слова мина в предложении 4?
4. Надо было догадаться, что черепашка не могла никакой мины подложить.
Известного детектива пригласили расследовать преступление века. В ходе следствия ему необходимо открыть сейф, в котором хранятся секретные документы. Над сейфом висит лист бумаги, на котором написаны следующие слова:
1) постричься, 2) вытечь, 3) надоесть, 4) класть, 5) обогнать, 6) увидеться, 7) молчать, 8) спать, 9) гореть, 10) хотеть.
Кодом к сейфу является выстроенная в порядке возрастания последовательность чисел, указывающих на глаголы 1 спряжения в списке на листе бумаги. Помогите детективу и укажите в поле ответа эту последовательность.
Задание 4
Найдите в предложенном перечне пары исторически родственных слов. Выпишите их. Укажите историческое(-ие) чередование(-я), которое(-ые) подтверждает(-ют) родство слов в каждой паре.
Рука, мрак, замок, полотенце, упругий, именины, чесотка, румяна, опережение, поручение, мчать, платье, имя, прежде, обморок, спряжение, чешуя.
Какое из слов румынский, рыжий или рубиновый исторически родственно слову, которое не попало ни в одну пару?
Задание 5
Прочитайте древнерусский текст и выполните задания к нему.
Чюнерей же град есть на острову на каменом, не одѣланъ ничѣм, Богом сотворен. А ходят на гору день по одному человѣку: дорога тесна, а двема поити нелзѣ.
1. Переведите текст на современный русский язык. При переводе заменяйте выделенные слова на слова с другим корнем.
2. Найдите в тексте слово старославянского происхождения. Объясните свой выбор.
3. Подберите к слову одѣланъ в русском языке однокоренное существительное с приставкой, часто используемое в сфере строительства.
4. Одно из слов текста имеет грамматическую особенность употребления формы числа. Найдите это слово и укажите его число.
5. В тексте есть одна устаревшая конструкция, широко используемая в текстах былин и народных песен. Выпишите эту конструкцию и назовите эту особенность.
Ответы появятся по мере их решения!