1 Ответ
7 и 8 классы
1. В какой из пар рифмы нет? Объясните.
Алфавит — позвонит
Повод — газопровод
Документ — инструмент
Завидно — обидно
Каталог — некролог
Ответ: повод — газопровод (в слове повод ударение на первый слог, а в слове газопровод ударение на последнюю гласную, отсюда эта пара слов не рифмуется). В остальных парах ударение ставится на один и тот же слог, отсюда рифма.
2. Даны пары слов. В каких из них слова состоят из одинаковых звуков?
лес — сел, лезь — сель, лес — съел, лес — сель, лезь — сел.
Ответ: напишу у транскрипцию, чтобы было понятно, где звуки одинаковые.
[л’эс — с’эл, л’эс’ — с’эл’, л’эс — сй’эл, л’эс — с’эл’, л’эс’ — с’ел]
Теперь воочию видно, что только в одной паре слов звуки одинаковые, особое внимание обращаем на мягкость и твёрдость знаков, бывает, что в одной и той же паре в одном случае звук мягкий, а в другом случае твёрдый. Задание каверзнон, нужно очень чётко знать фонетику. Итак, это пара слов: лезь — сель
3. Вглядитесь в эти слова: что в них общего? Выскажите предположение, что общего в значениях этих слов?
Говядина и ковбой
Гладиатор и гладиолус
Ответ: в первой паре общей исторический корень гов/ков. Во второй паре общеисторический корень -глад в значении меч.
4. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Назовите возможные пунктуационные варианты. Укажите особенности интонации каждого варианта в отдельности.
1) Брат купил другие акварельные краски.
2) Пришлось учиться работать на заводе.
Ответ: в первом предложении речь идёт о том, что были одни акварельные краски, но брат купил другие. Если в предложении поставить запятую после слова «другие», то уже получается, что были краски какие-то совсем другие, но брат купил именно акварельные. В целом, много зависит от интонации.
Во втором предложении речь идёт о том, что было обучение работе на заводе. Если поставить запятую после глагола «учиться», то получится, что пришлось учиться чему-то и одновременно с этим работать на заводе.
5. Определите, каким словом заканчивается придуманная журналистом и поэтом Ильёй Фоняковым фраза: «Тарту дорог как город…»
а) встреч
б) побед
в) разлук
г) утрат
д) удач
Ответ: утрат. Это фраза-палиндром, то есть с обеих сторон читается одинаково, хоть с конца, хоть сначала будет один и тот же смысл. Пример аналогичной фразы: А роза упала на лапу Азора.
Как называются подобные фразы? Приведите пример такой фразы.
6. Какими частями речи могут быть слова простой, гнет, пила?
Составьте с ними словосочетания, из которых было бы ясно, какая это часть речи.
Ответ: слово «простой» может быть прилагательным, например простой ответ, либо существительным, например долг за простой. Слово «гнёт» может быть существительным, например гнёт иго, либо глаголом, гнёт лист. Слово «пила» может быть существительным, например дорогая пила, либо глаголом, например пила компот.
7. Какое из этих прилагательных по составу отличается от остальных? Ответ обоснуйте.
плоский, броский, веский, пермский, майский.
Ответ: в данном перечне от всех других отличается прилагательное «плоский», потому что здесь нет суффикса, в отличие от остальных слов, где суффикс -к- или -ск-.
8. В общественном транспорте звучит объявление: «Уважаемые пассажиры! в целях обеспечения вашей безопасности, находясь на остановочном пункте, не приближайтесь к движущемуся транспорту до его полной остановки». Что здесь неправильно с точки зрения русского языка?
Ответ: в данном предложении есть побуждающий глагол «не приближайтесь», это значит, что местоимение «вашей» не нужно. Необходимо поставить глагол «своей», то есть правильно объявление должно быть написано так: в целях обеспечения своей безопасности..
9. Реши лингвистическую задачу?
Вчера я видел Шляфер, а сегодня — Шляфера. Когда я видел сестру, а когда брата?
Ответ: Шлягер, это, вероятно, сестра, а Шлягера, это брат, поскольку в иностранных фамилиях, оканчивающихся на согласный, склоняются только у мужчин. Получается, что вчера видел сестру, а сегодня брата.
10. В древнерусском языке корень — вонь — обозначал не неприятный запах, а запах вообще. Какими фактами современного русского языка можно это подтвердить?
Ответ: в современном русском языке есть слово, к примеру, как благовоние, которое тоже образовано от слова «вонь», но оно не имеет негативного направления.
11. Составьте пословицы, используя части выражений из первой и второй колонок.
взялся за гуж — не говори, что недюж
за всё браться — ничего не делать
делу время — потехе час
на чужой стороне — и весна не красна
гром не грянет — мужик не перекрестится
чем дальше в лес — тем больше дров
скучен день до вечера — коли делать нечего
маленькое дело — лучше большого безделья
волков бояться — в лес не ходить
человек неученый — что топор неточеный
12. Когда-то на Руси был обычай: хозяева, накормив уходящих гостей, снимали скатерть со стола и клали им под ноги. Люди уходили из дома по скатерти. Потом её разрывали на кусочки и, махая, показывали, что след ушедшего, а значит, и память о нём, остались в доме. Обычай этот давно утрачен, но отголосок его сохранился в языке. Назовите фразеологизм, в котором отражена давняя традиция проводов гостей. Изменился ли со временем его смысл?
Ответ: скатертью дорожка.
К сожалению да, со временем смысл фразеологизма изменился, в современном обществе это устойчивое выражение несёт больше негативное направление, так говорят для того, чтобы человек ушёл и не вернулся, то есть рады, когда человек уходит.