1 Ответ
1. Узнайте отечественного писателя по описанию.
Этот русский писатель (тогда начинающий) в качестве адъюнкт-профессора целый учебный год читал лекции по средневековой истории в столичном университете. Увлечение историей своего отечества помогло ему впоследствии написать одну из знаменитых повестей о войне народов в давние времена. Одну из его лекций хвалили В.А. Жуковский и А.С. Пушкин, их слушал студент И.С. Тургенев, заметив, что первые блестящие лекции вскоре превратились в скучные и невнятные, а лектор вообще перестал являться на собственные лекции. На экзамене профессор молчал и конфузился и, чтобы не спрашивать студентов, которых экзаменовал другой профессор, завязал щёку платком, будто бы неимоверно страдал от зубной боли и потому не способен говорить.
Напишите его имя. — Николай
Напишите его фамилию. — Гоголь
2. Установите соответствие между терминами и представленными цитатами.
К каждой цитате подберите соответствующий термин.
Термины: сентиментализм, классицизм, романтизм, реализм, модернизм.
Цитаты:
1. Оркестр чужо смотрел, как
выплакивалась скрипка
без слов,
без такта,
и только где-то
глупая тарелка
вылязгивала:
«Что это?»
«Как это?»
А когда геликон —
меднорожий,
потный,
крикнул:
«Дура,
плакса,
вытри!» —
я встал,
шатаясь, полез через ноты,
сгибающиеся под ужасом пюпитры,
зачем-то крикнул:
«Боже!» — Модернизм
2. Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров. В девятом часу утра, именно в тот час, когда улицы покрываются идущими в департамент, начинает он давать такие сильные и колючие щелчки без разбору по всем носам, что бедные чиновники решительно не знают, куда девать их. В это время, когда даже у занимающих высшие должности болит от морозу лоб и слёзы выступают в глазах, бедные титулярные советники иногда бывают беззащитны. Всё спасение состоит в том, чтобы в тощенькой шинелишке перебежать как можно скорее пять-шесть улиц и потом натопаться хорошенько ногами в швейцарской, пока не оттают таким образом все замёрзнувшие на дороге способности и дарованья к должностным отправлениям. — реализм
3. Что с тобою сделалось? До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной; но теперь ты задумчива, и общая радость природы чужда твоему сердцу. — Между тем молодой пастух по берегу реки гнал стадо, играя на свирели. — сентиментализм
4. Пустились казаки во всю прыть подгорной дорожкой; а уж погоня за плечами. Видят: путается и загибается дорожка и много даёт в сторону извивов. «А, товарищи! не куда пошло!» — сказали все, остановились на миг, подняли свои нагайки, свистнули — и татарские их кони, отделившись от земли, распластавшись в воздухе, как змеи, перелетели через пропасть и бултыхнули прямо в Днестр. Двое только не попали в реку, грянулись с вышины об каменья и пропали там навеки с конями, даже не успевши издать крику. А казаки уже плыли с конями в реке и отвязывали челны.- романтизм
5. Крепит отечества любовь
Сынов Российских дух и руку;
Желает всяк пролить всю кровь,
От грозного бодрится звуку.
Как сильный лев стада волков,
Что кажут острых яд зубов,
Очей горящих гонит страхом?
От рёву лес и брег дрожит,
И хвост песок и пыль мутит,
Разит извившись сильным махом.- классицизм
3.Рассмотрите иллюстрацию и портреты.
Вий, Белые ночи, Бедная Лиза, Бригадир, Цыганы, Повести Белкина, Горе от ума, Ночь перед Рождеством, Капитанская дочка, Мцыри, Гоголь 1 2 3 4 5
Выберите название произведения, соответствующее представленной иллюстрации.
Выберите номер портрета автора данного произведения.
1. Горе от ума (Грибоедов), 2. Цыгане (Пушкин), 3. Белые ночи (Достоевский), 4. Вий (Гоголь), 5. Недоросль (Фонвизин)
4. Главные и второстепенные персонажи
Рассмотрите изображения персонажей двух произведений и выполните задания 9—35.
Распределите данные иллюстрации по двум группам: произведение 1 и произведение 2.
Внимание! Изображение А относится к группе «Произведение 1».
Произведение 1 — А, В, К, Е
Произведение 2 — Б, Г, Д, Ж, И, З
Укажите название произведения 1.
Недоросль
Капитанская дочка
Станционный смотритель
Ревизор
Горе от ума
Барышня-крестьянка
Напишите только фамилию писателя – автора данного произведения (одно слово). — Фонвизин
Укажите название произведения 2.
Барышня-крестьянка
Станционный смотритель
Капитанская дочка
Недоросль
Горе от ума
Ревизор
Напишите только фамилию писателя – автора данного произведения (одно слово). — Грибоедов
5. Выберите фамилии/имена/прозвища изображённых персонажей.
Митрофанушка и Простакова(3), Супруги Горичи(1), Тришка и Еремеевна, Софья и Чацкий(2)
Эти персонажи являются главными или второстепенными?
Удушьев Ипполит Маркелыч, Стародум, Тугоуховский, Доктор Вернер, Репетилов, Загорецкий, Грушницкий, Онегин Скотинин, Ленский, Фамусов
Эти персонажи являются главными или второстепенными?
Удушьев Ипполит Маркелыч, Стародум(5), Тугоуховский(4), Доктор Вернер, Репетилов, Загорецкий, Грушницкий, Онеги, Скотинин(3), Ленский, Фамусов(2)
Правдин и Милон, Кутейкин и Цыфиркин, Скотинин и Простаков, Стародум и Вральман
6. Кому из персонажей принадлежат данные ниже реплики?
Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают её замуж?
Милон, Загорецкий, Скотинин, Горич, Правдин
— Брат, женишься, тогда меня вспомянь!
От скуки будешь ты свистеть одно и то же.
Милон, Загорецкий, Скотинин, Горич, Правдин
7. Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.
Афанасий Афанасьевич Фет
ТУМАННОЕ УТРО
(1) Как первый золотистый луч
(2) Меж белых гор и сизых туч
(3) Скользит уступами вершин
(4) На темя башен и руин,
(5) Когда в долинах, полных мглой,
(6) Туман недвижим голубой, —
(7) Пусть твой восторг во мглу сердец
(8) Такой кидает свет, певец!
(9) И как у розы молодой,
(10) Рождённой раннею зарёй,
(11) Когда ещё палящих крыл
(12) Полудня ветер не раскрыл
(13) И влажный вздох туман ночной
(14) Меж небом делит и землёй,
(15) Росинка катится с листа, —
(16) Пусть будет песнь твоя чиста.
(1856)
Укажите стихотворный размер стихотворения.
четырёхстопный ямб
пятистопный хорей
четырёхстопный дактиль
трёхстопный амфибрахий
четырёхстопный хорей
Укажите способ рифмовки в стихотворении.
перекрёстный
парный
опоясывающий
кольцевой
Отметьте неверное утверждение.
Стихотворение относится к
философской лирике
гражданской лирике
пейзажной лирике
Отметьте все верные утверждения.
Все строки заканчиваются ударным слогом.
В стихотворении имеется образный параллелизм.
В стихотворении есть составные рифмы (одно слово рифмуется с двумя или несколькими словами).
В стихотворении есть сравнение.
В стихотворении имеются холостые рифмы.
Укажите какое слово НЕ является эпитетом в данном стихотворении.
ночной
золотистый
влажный
палящих
молодой
Среди стихотворных строк 2–7 укажите те, в которых встречаются метафоры.
2
3
4
5
6
7