Осень — рыжая кобыла — чешет гриву.
Слышен синий лязг ее подков.
Мнет листву по выступам дорожным
Язвы красные незримому Христу.
1. Где образ природы наделён человеческими чертами?
2. Объясните смысловую роль композиции и изобразительно-выразительных средств.
3. Приведите примеры, иллюстрирующие неразрывную связь человека и природы.
1 Ответ
1. В стихотворении С.А. Есенина «Осень» образ природы наделен человеческими чертами в нескольких моментах. Самым ярким примером этого является любящее и щекочущее деление осени на «рыжую кобылу», чешущую свою гриву в лесу. Этот образ делает осень живой, почти чувственной, показывая ее активной, страстной и дикий природе. Кроме того, ветер описан как «схимник-ветер», что наделяет его религиозной и чуть монахической символикой, в то же время подчеркивает его нежный и заботливый характер, когда он «мнет листву» и «целует … язвы» на рябине.
2. Композиция стихотворения строится через последовательное введение образов осени (пейзаж, осень как кобыла, река, ветер, рябина). Каждый образ усиливает внутреннее настроение стихотворения и позволяет читателю более глубоко прочувствовать эмоциональность осени. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, олицетворения) служат для создания ярких, запоминающихся образов, выражения глубокого, многослойного восприятия автором осени.
3. Связь человека и природы в стихотворении проявляется в описании осени как «рыжей кобылы» — это образ, который связан с сельским, природным жизнь, близкой к сердцу Есенина. Ветер, олицетворенный как «схимник», обозначает близость природы к духовной, внутренней стороне человеческой жизни. «Язвы красные незримому Христу» вроде бы представляют человеческое страдание, которое воспринимается и осознается природой.