Русская народная песня
На заре то было, братцы, на утренней,
На восходе красного солнышка,
На закате светлого месяца,
Не сокол летал по поднебесью.
Есаул гулял по насадику;
Он гулял, гулял, погуливал,
Добрых молодцов побуживал:
— Вы вставайте, добры молодцы,
Пробужайтесь ,казаки донски!
Не здорово на Дону у нас,
Помутился славной тихий Дон,
Со вершины до черна моря,
До черна моря Азовского;
Помешался весь казачий круг,
Атамана больше нет у нас,
Нет Степана Тимофеевича,
По прозванию Стеньки Разина.
Поймали добра молодца,
Завязали руки белые,
Повезли во каменну Москву,
И на славной Красной площади
Отрубили буйну голову.
1. С какими историческими событиями связана русская народная песня «На заре то было, братцы, на утренней…»?
2. Каким предстаёт атаман Степан Разин в этой песне?
Какие черты выделяются в этом образе?
3. Как вы думаете, от чьего лица ведётся рассказ в этой песне? Аргументируйте свой ответ с опорой на текст.
4. Какие традиционные для русского фольклора художественные средства и приёмы используются в этой песне? Приведите примеры из текста.
1 Ответ
Русская народная песня «На заре то было, братцы, на утренней…» связана с казнью Степана Разина, которая произошла в 1671 году в Москве.
Атаман Степан Разин представлен как лидер крестьянского восстания, которое происходит на заре, в начале дня. В песне он описывается как смелый и решительный человек, который не боится рисковать своей жизнью ради своих идеалов и свободы. Он также представлен как сильный и уверенный в себе лидер, который умеет вдохновлять своих товарищей на борьбу за свободу и справедливость.
Я думаю, это может быть рассказчик, который описывает свои воспоминания о событиях на заре.
В этой песне используются традиционные для русского народного творчества художественные средства и приемы, такие как:
Риторические вопросы и восклицания. Например, “На заре-то было, братцы”.
Образы и метафоры. Например, использование образов природы, таких как “солнце красное”, “трава шелковая”.
Символика. Например, образ солнца может символизировать рассвет, а образ травы — новую жизнь.
Использование повторов и параллелизмов. Например, повтор слов “братцы” и “братцы”, а также параллелизм между образами природы и жизнью людей.
Использование звукоподражания. Например, звук жужжания пчелы может использоваться для создания образа лета.
Использование народных песенных форм, таких как запев, припев и запев.