В российском языкознании издавна применяется термин гнездо в значении «совокупность слов, связанных друг с другом по происхождению». Во многих школьных учебниках употребляется такой термин, как словообразовательное гнездо – совокупность однокоренных слов, связанных друг с другом при помощи словообразовательных средств современного русского языка. Нас же с вами интересует гнездо этимологическое, слова в котором являются родственными не только на данном этапе развития языка, но и исторически. Этимологически связанными являются слова, произошедшие от одного праславянского корня. Такие «родственники» могут находиться в самых разных славянских языках.
Восстановите элементы этимологического гнезда по описанию. Ниже вам представлены слова для выбора, необходимо определить, какие из них могут занять свою позицию в этимологическом гнезде. Не все слова должны быть распределены.
Структура слова: на современном этапе в структуре слова выделяются корень, два суффикса и окончание. История слова: первоначально слово содержало приставку, которая со временем вошла в состав корня; слово является производным от глагола, являющегося калькой с греческого
προσέχειν (были дословно переведены приставка со значением смежности, близости и корень со значением «брать, хватать») 1.
Структура слова: на современном этапе в структуре слова выделяются корень, суффикс и суффикс инфинитива. История слова: первоначально в слове выделялась приставка, являющаяся продуктивной в современном русском языке, позже она вошла в состав корня. Исторический корень этого слова состоял из двух букв, позже, под влиянием родственных слов, претерпевших изменения в структуре корня под влиянием приставок, стал состоять из трёх букв. Исторически слово имело значение «ловить, хватать, брать». Это значение осталось у родственного слова, в котором исторический корень не претерпел изменений. 2.
Структура слова: на современном этапе в структуре слова выделяются корень, суффикс и суффикс инфинитива. История слова: первоначально в слове выделялась приставка, являющаяся продуктивной в современном русском языке, позже она вошла в состав корня. Исторический корень этого слова состоял из двух букв и, в отличие от слова No 2, изменений не
претерпел. Слово имеет значение, сходное с «ловить, хватать, брать». 3.
Структура слова: в структуре слова выделяются корень и суффикс инфинитива. История слова: это слово сохранило исходную историческую основу, преобразовалось только её современное звучание, в одном из значений сочетается с существительным «вид» в форме предложного падежа
с предлогом. 4.
Вычислите название словообразовательного явления, наблюдаемого в словах из этимологического гнезда: 1) в этом слове выделяются 2 приставки, корень, суффикс и окончание; 2) приставка 1 имеет то же значение, что и приставка в слове преодолеть; 3) приставка 2 является одной из передающихся, имеет значение деления на части; 4) корень этого слова чередуется, имеет то же значение, что и слово класть, встречается в глаголах сов. вида; 5) суффикс и окончание в этом слове такие же, как в слове удобрение.
1 Ответ
Понять, что такое гнездо, и как его восстановить, можно с помощью примеров. Так, например, в одном из словарей гнездо объясняется как «группа слов, связанных по смыслу и грамматически, образующих единое целое». Другими словами, гнездо — это группа слов, которые связаны по смыслу друг с другом и имеют общее значение. Например, гнездо имеет слова «хватать», «ловить», «брать». Почему? Потому что «хватать» и «ловить» — однокоренные слова.
«Ловить» — от «ловить», «хватать» — «хватить», «брать» — за «брать», «прихватить».
лов — корень, и, ть — суффиксы, нет окончания, лови — основа слова.
хват — корень, а, ть — суффиксы, нет окончания, хвата — основа слова.
бр — корень, а, ть — суффиксы, нет окончания, бра — основа слова.